Парламент Грузии 117 голосами "за" и тремя голосами "против" поддержал поправки в Конституцию в третьем, окончательном чтении.
"Мы сегодня приняли историческое решение, которое станет основанием для создания такой государственной системы, которая обеспечит долгосрочное демократическое развитие страны", - заявил председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе после голосования. Он также поблагодарил всех депутатов, которые участвовали в голосовании, передает Спутник - Грузия.
Две из трех оппозиционных партий в парламенте отказались от участия в этой процедуре. Это - "Единое национальное движение" и "Европейская Грузия - движение за свободу". Парламентарии от "Альянса патриотов Грузии" проголосовали против поправок.
Поправки в Конституцию Грузии не принесут никакой заметной пользы грузинским гражданам. Такое мнение высказали сегодня в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" политологи Иосиф Цискаришвили и Георгий Нодия, оценивая значимость новой Конституции для страны, ее власти и Европы.
Так, Иосиф Цискаришвили в первую очередь подчеркнул, что весь пакет поправок в Конституцию направлен лишь на укрепление власти "Грузинской мечты", а не на защиту прав или увеличение благосостояния грузинских граждан. "Когда меня встречают на улице друзья и знакомые и спрашивают, как мои дела, я всегда отвечаю, что гораздо лучше, чем у Конституции Грузии. Сейчас наша Конституция стала серьезной проблемой для единения грузинского общества, так как де-факто только одна ведущая партия стала доминантом и единственным родителем той версии Основного закона, которая была принята большинством в парламенте", - сказал он.
"Конституционное большинство принадлежит, если глубже заглянуть, всего одному человеку – Бидзине Иванишвили. По сути, единственным, кто четыре года назад не поддался приватизации страны, остался президент Георгий Маргвелашвили. Все остальные называют себя "Грузинской мечтой", хотя реальность говорит о другом: настоящая мечта Грузии сейчас в том, чтобы не видеть среди большинства парламентариев лиц, которые фальсифицируют решения грузинского народа. Думаю, Европе будет трудно объяснить, как большинство в парламенте может формировать один человек. Нам говорят, что в Европе нет прямого выбора президента, его кандидатуру выдвигают разные политические силы в парламенте, но тогда почему не называется официально тот человек, кто составляет список большинства в грузинском парламенте?" - задал риторический вопрос Иосиф Цискаришвили.
"Конституция, которая была принята сегодня, отражает интересы правящей силы и только", - заключил политолог.
Георгий Нодия, в свою очередь, ожидает, что новая Конституция сможет увеличить уровень демократии в Грузии. "Ключевые поправки, вызвавшие наибольшие дебаты, касаются системы выборов. Оппозиция стояла за пропорциональную систему, правящая партия сопротивлялась – в итоге вышли на компромисс, что пропорциональная система будет принята, но войдет в силу не на следующих парламентских выборах в 2020 году, а после. Смешанная система, которую мы сейчас имеем, всегда обеспечивала супербольшинство в парламенте для правящих партий – сначала для "Союза граждан", затем для ЕНД, теперь для "Грузинской мечты", а пропорциональная система не оставляет возможности провести провластных кандидатов по мажоритарным округам", - пояснил он.
"С изменением этой системы достаточно реалистично ожидать, что изменится политическая динамика, и, возможно, мы сможем прийти к коалиционным правительствам в будущем, что может иметь как позитивное, так и негативное значение. Пока этого не произойдет, ведь на ближайших выборах "Грузинская мечта" все-таки собирается сохранить смешанную систему, мотивом чего является то, что она хочет обеспечить себе парламентское большинство на будущих выборах", - добавил политолог.
В то же время Георгия Нодия отметил, что "Грузинской мечте" придется теперь продолжить шаги в сторону европейским законодательных норм. "Многое из европейских рекомендаций учтено, но многое и не учтено. Нельзя сказать, чтобы депутаты совсем уж игнорировали рекомендации Венецианской комиссии, но два главных ее замечания остались в силе: во-первых, так же, как грузинские оппозиционные силы и гражданское общество, она критикует то, что эти изменения не будут задействованы на ближайших парламентских выборах 2020 года; во-вторых, сам процесс изменения Конституции был де-факто однопартийный, не было инклюзивного политического процесса, особенно на этапе рассмотрения в парламенте. Правящая партия, по сути, считала своим партнером при разработке поправок Венецианскую комиссию, а не оппозицию и гражданское общество Грузии. Однако, полагаю, при всех оговорках и замечаниях Европа все же скажет, что Грузия сделала шаг в позитивном направлении", - резюмировал эксперт.