Государство поможет российскому бизнесу в случае введения в отношении него разного рода санкций, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме с отчетом о деятельности правительства в 2013 году. "Бизнес получит всю необходимую защиту, если будут предприняты недружественные действия. А нашим компаниям - и без всяких санкций - надо учиться работать в условиях жесткой конкуренции", - предупредил он.
Медведев отметил, что у санкций против России есть и некоторые положительные стороны. "В условиях искусственных ограничений экономических связей мы будем использовать дополнительный стимул для сокращения зависимости от импорта. Более того, по некоторым направлениям мы ставим амбициозные цели - полностью обеспечивать потребности за счет собственного производства. Потенциал - научный, технологический, производственный - для этого у России есть", - считает он.
Однако, подчеркнул премьер-министр, возможность обеспечивать себя вовсе не означает того, что Россия намерена мириться с "двойными стандартами", применяемыми Западом не только в политике, но и в экономике. "Нас 17 лет, по сути, держали "в прихожей", где мы упорно доказывали, что достойны войти в мировое торговое сообщество и соответствуем его стандартам. Теперь у нас появилось полное право требовать соблюдения установленных правил от других стран-участниц ВТО - в отношении российских товаров, - заявил Дмитрий Медведев. - Здесь не нужно стесняться. Если это обоснованно и законно, можно и "зубы показать". Будем обращаться в суды, включая Орган по разрешению споров в рамках ВТО".
Как пояснил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обозреватель Международного информационного агентства "Россия сегодня" Дмитрий Бабич, все вышесказанное вовсе не означает, что Россия перестает считаться с интересами ЕС, речь должна вестись о самозащите, к которой страна вынуждена прибегать вследствие потери конструктивного диалога с западными партнерами после начала кризиса в Украине. "Мне кажется, это ЕС сейчас, к сожалению, нанес удар по своим интересам. Те деньги, которые сейчас Запад намеревается выделить Украине, чтобы сохранить ее экономику "на плаву", стоило бы выдать Януковичу в ноябре прошлого года: Соглашение об ассоциации было бы подписано, не пришлось бы проходить через страшное насилие в Киеве, невозможной была бы крымская ситуация, конфронтации не было бы. Получается, что сейчас ЕС, как скупой из пословицы - платит дважды", - обратил внимание эксперт.
По его мнению, дискоммуникация между Россией и ЕС, нараставшая много лет, сегодня дошла до критической точки, после которой РФ уже не может не защищать интересы своего бизнеса и своей экономики в целом. "В этих условиях российская правящая элита оказалась перед выбором: или риск потерять все, или временное, возможно, долговременное ухудшение отношений с Западом при защите своей власти и своих капиталов. Судя по действиям правительства, российская элита, пусть скрепя сердце, пошла на вариант защиты. Я не думаю, что это было какое-то решение вроде "Москва вдруг решила ухудшить отношения с Западом и действовать без того, чтобы обращать внимание на его интересы". Мне кажется, дело в том, что недоверие между Москвой и Брюсселем, как и между Москвой и Вашингтоном, постепенно росло и доросло до того, что стороны попросту отказываются воспринимать слова друг друга серьезно", - заключил Дмитрий Бабич.
Также обозреватель МИА "Россия сегодня" напомнил, что российские интеграционные проекты изначально создавались не в целях соперничества с Евросоюзом, а, напротив, в целях лучшей подготовки общеевропейской интеграции. "Российская элита с самого начала 1990-х годов принципиально не проводила линию на создание замкнутого, автаркического образования, напротив, Россия хотела, чтобы с ней обращались уважительно и принимали как равную в сообществе западных государств. На это заточена и вся экономическая система России, и инфраструктура, которую строили все эти годы. Все эти газопроводы - "Южный поток", "Северный поток" - это структура открытого государства, которое хочет иметь хорошие отношения с Европой", - подчеркнул он.