Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба (ФНС) обсуждают возможности введения контроля за крупными расходами населения. Газета "Ведомости" со ссылкой на федеральных чиновников пишет, что идея еще "очень сырая" и никакого проработанного механизма пока нет.
Представитель Минфина заявил, что от ведомства подобная инициатива не исходила. Замглавы министерства Илья Трунин подчеркнул, что переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую нельзя, и заявил, что более продуктивным было бы улучшить плохо работающий механизм налоговых проверок физических лиц. При этом он уточнил, что некоторые механизмы контроля за расходами сегодня уже существуют: многие государственные служащие и сотрудники госкомпаний декларируют доходы, состояние и крупные расходы. Эти сведения пока не используются в налоговом администрировании, но декларации чиновников и есть данные о внешних признаках благосостояния.
В свою очередь, в ФНС комментировать идею отказались.
Как указывают чиновники, эта служба уже сейчас имеет достаточно данных для осуществления такого контроля. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает информацию ведомству для транспортного налога, а о покупке недвижимости ФНС узнает от Росреестра. Также ведомство может получить и сведения о банковских счетах. При этом использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам нельзя.
До 2003 года в Налоговом кодексе уже были статьи 86.1-86.3, по которым можно было контролировать расходы физических лиц, а в 1990-е годы существовала специальная декларация о расходах. Однако тогда нельзя было определить, откуда именно у человека доход, указал бывший заместитель министра по налогам и сборам Дмитрий Черник.
Один из собеседников издания отметил, что определение источников дохода окажется самым сложным и сейчас. Источник "Ведомостей" из финансово-экономического блока правительства предположил, что такой контроль вряд ли принесет бюджету дополнительные доходы, но создаст дополнительную нагрузку на ФНС и население.
Глава Ассоциации региональных банков, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" выразил уверенность в том, что госконтроль за расходами, когда он из идеи станет законом, будет распространяться только на наиболее крупные траты граждан. "Контроль будет осуществляться, очевидно, в связи с покупками недвижимости - земли, зданий, жилья - и покупками дорогих автомобилей. Будет определена минимальная сумма, начиная с которой покупка будет считаться крупной", - сообщил он.
Депутат обратил внимание, что все технические условия для контроля есть - так как покупки автомобилей и недвижимости регистрируются. "При этом будет возникать вопрос оценки реальной стоимости имущества, приобретенного гражданином, поскольку наверняка будут случаи, когда в документах фигурирует одна цифра, а в действительности была заплачена другая. Но и эту проблему решить можно. Например, при Центральном банке РФ сейчас создается служба оценщиков, которые должны будут определять стоимость залога под обеспечение кредита - эту методику и этот институт можно было бы использовать и для оценки приобретаемого имущества", - считает Анатолий Аксаков.
Парламентарий отметил, что сходная практика существует во всем мире, поэтому ее введение в России вполне вероятно. "Прежде всего, это необходимо для борьбы с коррупцией. Если чиновник платит большие суммы для приобретения имущества, возникает вопрос, откуда у него такие доходы? При госконтроле за расходами ему надо будет предоставлять документы, подтверждающие источники для приобретения этого имущества", - указал он, добавив, что тем, кто живет честно, бояться этого контроля нечего.
"Для тех, кто живет на реальные доходы, проблем не возникнет. К тому же, все будет прозрачнее. У нас в России сейчас живут миллионы миллионеров, о которых никто не подозревает, и тысячи таких же миллиардеров, покупая имущество на себя, на своих родственников, на подставных лиц. Очевидно, это будет шагом на пути борьбы с нелегальными доходами, сокрытием доходов, которые не облагаются налогами, и с коррупцией", - заключил Анатолий Аксаков.
Профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков, в свою очередь, подчеркнул, что с технической точки зрения контроль за крупными расходами не является проблемой. "Его можно было ввести давным-давно, раз уж сделали отчет чиновников об имуществе и доходах. Нужно сделать следующий шаг, как во всех цивилизованных странах: подтверждение источников приобретения имущества и других дорогих вещей. Никаких препятствий тут нет. Если вы покупаете дорогую вещь, подтвердите источник происхождения средств на ее приобретение - это зарплата, подарок или наследство? Тогда, соответственно, всплывает налогообложение, и для бюджета это очень хорошо", - отметил он.
"Во всех странах есть документы, даже в одной резолюции ООН, где написано, что государства, стремящиеся к демократии, должны обеспечивать контроль за источниками приобретения особо крупных вещей. Это нормальная мировая практика", - напомнил Юрий Юденков.