Вестник Кавказа

Годовщина апрельских боев за Карабах: итоги и перспективы

Годовщина апрельских боев за Карабах: итоги и перспективы
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Сегодня исполняется ровно год со дня массированного обстрела азербайджанских прифронтовых сел со стороны ВС Армении, переросшего в крупнейшее боестолкновение между армянскими и азербайджанскими войсками, в ходе которого была освобождена часть оккупированных территорий Азербайджана.

В ночь на 2 апреля все приграничные позиции Азербайджана подверглись интенсивному обстрелу из крупнокалиберного оружия, минометов, гранатометов и артиллерийских установок, также был обстрелян ряд населенных пунктов вблизи линии соприкосновения войск, где компактно проживает азербайджанское гражданское население. ВС Азербайджана предприняли ответные действия на Агдере-Тертер-Агдамском и Ходжавенд-Физулинском направлении, и уже днем оккупанты были выбиты с высот в районе села Талыш и города Нафталан и из населенного пункта Сейсулан. Под азербайджанский контроль была возвращена важная высота "Леле Тепе".

Поскольку Россия, США, Франция как сопредседатели Минской группы ОБСЕ, а также многие другие страны и международные организации обратились к сторонам конфликта с призывом прекратить кровопролитие, на следующий день, 3 апреля, Азербайджан в одностороннем порядке прекратил ведение боевых действий. Перегруппировавшись, тем же вечером войска оккупантов возобновили обстрелы азербайджанских позиций и населенных пунктов.

В понедельник, 4 апреля, после провала еще одной атаки ВС Армении, прекратить боевые действия предложил Ереван, выдвинув, однако, условием возвращение армий на позиции до начала боев. При этом оккупанты не прекратили вести обстрел гражданского населения Азербайджана на участках фронта, где не велись активные бои. Это только ужесточило боестолкновения, азербайджанская армия приготовилась к ракетному обстрелу Ханкеди, по состоянию на утро 5 апреля только с армянской стороны погибло около 370 военнослужащих.

В полдень 5 апреля по соглашению сторон апрельские бои за Карабах были прекращены. Важную роль в этом сыграла Россия, по инициативе и при непосредственном дипломатическом участии которой Азербайджан и Армения заключили новое перемирие, зафиксировавшее изменившийся впервые за 22 года статус-кво на линии соприкосновения войск.

Первые месяцы после этого были обнадеживающими: уже 16 мая в Вене состоялась первая за долгое время прямая встреча президентов Азербайджана и Армении, спустя месяц, 20 июня, Ильхам Алиев и Серж Саргсян провели еще одни переговоры в присутствии президента России Владимира Путина в Санкт-Петербурге. Был заявлен и широко обсуждался "план Лаврова", с которым в первые дни после прекращения боев за Карабах глава МИД РФ Сергей Лавров выехал в Баку и Ереван. Но с середины лета дипломатическая активность пошла на убыль, ничего нового, кроме возобновления провокаций со стороны оккупантов, в нагорно-карабахском урегулировании не произошло и по сей день.

Российские эксперты в интервью "Вестнику Кавказа" не раз отмечали, что в преддверии годовщины апрельских боев за Карабах мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта оказалось в очередном тупике, так как международное сообщество ослабило свое внимание к проблеме, несмотря на растущее напряжение на линии соприкосновения войск, делая вывод, что военное решение конфликта становится все более реальным.

На это, в частности, указывал политический консультант, кандидат исторических наук Олег Кузнецов, подчеркивая, что провокационный "референдум" проведенный на оккупированных землях с целью переименования их в "Республику Арцах" зачеркнул саму возможность мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта. "Никакие переговоры с террористическим квазигосударством "Арцах" официальный Баку вести не будет, эта позиция неоднократно озвучивалась и президентом Гейдаром Алиевым, и президентом Ильхамом Алиевым. Мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта возможно только в форме капитуляции "Арцаха" и вывода оттуда в одностороннем порядке всех армянских вооруженных формирований. В вероятность такой перспективы я не верю, так как в Армении столкнулись интересы России и США, а республика следует в фарватере американской политики сдерживания усиления РФ во всем регионе Передней Азии и Ближнего Востока", - пояснял он.

Ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг" Александр Караваев выражал уверенность в том, что периодические существенные боестолкновения продолжатся и в будущем. "Военные действия будут, сейчас это очевидно, но в то же время будет развиваться диалоговая платформа, расширение экономических программ и доведение до населения способов экономического обустройства в Карабахе. Это в буквальном смысле слова параллельные процессы: как только отгремит последний выстрел очередного обострения на линии соприкосновения войск, сразу же оживляется диалог. Сейчас речь идет о том, что эти линии разводятся, дабы показать, что военный способ не снимается с повестки дня и всегда будет представлять фактор влияния и давления, при этом новые гражданские и экономические инициативы будут нарастать", - ожидает эксперт.

Причина очередного попадания в тупик проблемы Карабаха – в безразличии к ней международного сообщества, отмечал политолог Андрей Епифанцев. "Нагорно-карабахская проблема находится на данный момент на задворках интересов международного сообщества. Даже проблемы Украины и Сирии уходят из сферы внимания крупных стран. В связи с этим сохранится ситуация, когда посредники будут говорить "Да, мы поддерживаем Азербайджан, но решать надо только за столом переговоров". Армения точно так же будет манкировать этими переговорами, показывая своим гражданам, что никаких компромиссов быть не может. Ситуация может разрешиться только при очень резком структурном изменении обстановки", - прогнозировал он.

В годовщину апрельских боев за Карабах эти положения остались верны, считает политолог Ровшан Ибрагимов. "Как показывают факты, возможное мирное разрешение нагорно-карабахского конфликта не продвинулось ни на шаг. Что оказалось действительно важным в апрельской войне – это разрушение мифа о непобедимости армии оккупантов. За те 4 дня 2-5 апреля 2016 года этот миф прекратил существование, его заменило понимание, что Ереван может быть выбит с оккупированных территорий, причем никакой помощи извне он не получит. Отсюда, на мой взгляд, дискуссия со стороны различных политических партий в Армении о необходимости мирно урегулировать нагорно-карабахский конфликт", - полагает эксперт.

"Авангардом здесь, как и 18 лет назад, выступает экс-президент Армении Левон Тер-Петросян, хотя важно понимать, что он исходит лишь из потребности возвращения оккупированных территорий вне Карабаха, да и то не определился с тем, какие именно районы стоит деоккупировать. То есть даже наиболее прагматично мыслящий в Армении политик Левон Тер-Петросян не является сторонником разрешения конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана, он лишь выступает за начало политического и экономического диалога с Баку. Все еще нет реальной силы в Армении, которая была бы готова сесть за стол переговоров и принять оптимальный вариант, азербайджанское предложение о предоставлении широких автономных прав Нагорному Карабаху в составе Азербайджана, которое является серьезным компромиссом", - сказал Ровшан Ибрагимов.

Доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян также заявил о невозможности какого-либо продвижения мирного урегулирования в настоящее время. "Ни одна из сторон к мирному компромиссу сейчас не готова. Максимум, что можно сделать – это "подморозить" конфликт, что пытается делать Россия, пока с относительным успехом. По крайней мере то, что нет уже обострения ситуации наподобие прошлого апреля, уже хорошо. Безусловно, Баку показал международным посредникам, что его не устраивает статус-кво, но они ничего не могут сейчас сделать. Статус-кво действительно не устраивает многих, но это наименьшее зло на данный момент, так как у конфликта нет позитивных решений – к территориальному компромиссу ни одна из сторон не готова и не будет готова в течение обозримой перспективы", - подчеркнул он.

В связи с этим вероятность новых масштабных боев растет, отметил Ровшан Ибрагимов. "Изменение статус-кво на линии фронта не является началом военных действий – это лишь изменение вида эскалации конфликта, ведь сами бои не прекращались ни на один день, просто прежде это были точечные удары снайперов и артиллерии, а сейчас обстрелы ведутся намного интенсивнее. Азербайджан находится в выгодной позиции в этой войне, в первую очередь потому, что его территориальную целостность признают все заинтересованные стороны в конфликте. К тому же, время определенно работает на Азербайджан, так как республика постоянно усиливает свое положение на международной арене и развивает экономику, любые возникающие трудности оказываются преодолимыми", - указал он.

При этом политолог выразил надежду на то, что со временем для граждан Армении станет очевидна безвыходность статус-кво. "В течение 2 лет Азербайджан станет государством с 10-миллионным населением, в то время как миграция и низкая рождаемость порождают депопуляцию Армении. Строительство азербайджанской армии продолжается столь быстрыми темпами, что армянская армия попросту не в состоянии конкурировать на этом поле. По мере того, как продолжаются потери молодежи Армении на линии фронта, которые и не должны находиться в Нагорном Карабахе, тем более умирать там, стоит ожидать роста миротворческих настроений внутри общества, когда матери выступят против того, что отправлять детей на пушечное мясо", - ожидает Ровшан Ибрагимов.

По мнению Геворга Мирзаяна, напротив, полноценное признание статус-кво является основой для начала мирного урегулирования. "Переговоры, безусловно, нужны, но в практике переговорного процесса есть ситуации, когда они только вредят, поскольку у сторон настолько разные позиции, что любые переговоры заканчиваются новыми конфликтами. В настоящее время необходимо, чтобы каждая из сторон, чьи позиции слишком разнятся, приняла невыгодность изменения статус-кво, которого она может достичь своими силами. Как только это произойдет, можно начать переговоры и о контроле за вооружениями, и о разведении сторон, и о прекращении обстрелов, и так далее. В этой ситуации было бы правильней вести не переговоры тет-а-тет, поскольку они ни к чему не приведут, а переговоры через посредников, в частности, через Россию. Кажется, именно такие переговоры сейчас и ведутся: Москва беседует отдельно с Ереваном, отдельно с Баку", - заключил эксперт.

Позитивной площадкой для ведения переговоров, заявил, в свою очередь, директор Института актуальной экономики Никита Исаев, является сфера народной дипломатии. "Крайне важно формировать подходы не государственных переговорных площадок, а процессов народной дипломатии между Азербайджаном и Арменией при посредничестве РФ, с участием общественных деятелей, уважаемых людей, которые смогли бы запустить диалог. Если Армения и Азербайджан сформируют группы общественных деятелей, то мы подготовим российскую группу, чтобы провести процесс и постараться решить два главных вопроса. Первый – это снижение массированной информационной войны с обеих сторон, второй – прекращение стрельбы на линии соприкосновения войск. Затем последует обращение к органам государственной власти, в том числе к той, которая установится в Армении после парламентских выборов", - предложил Никита Исаев.

94065 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ