Евгений Николайчук на Вести.FM: национальные СМИ в России должны учитывать запросы аудитории

Евгений Николайчук на Вести.FM: национальные СМИ в России должны учитывать запросы аудитории

Россия – страна многонациональная, этим и определяется большое количество национальной прессы, издающейся в ней. В современной России зарегистрировано 176 этносов, которые говорят на 120 языках. Практически у каждого из них есть свои национальные средства массовой информации, - заявил сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Евгений Николайчук.

"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений в России и странах СНГ. Сегодня в эфире речь шла о прессе на национальных языках и национальных изданиях на русском языке.

"Всего в России официально насчитывается 2,2 тыс изданий на национальных языках. Так, в Приволжском федеральном округе на языках народов России выходит около 400 изданий, в Дагестане - 465, в Адыгее - 62, в Калмыкии – 73. Возродился выпуск изданий для чувашской диаспоры Татарстана, Башкортостана, Ульяновской, Самарской областей. В Башкортостане издаются одна республиканская и две районные газеты на чувашском языке, в Татарстане - республиканская газета "Су-вар", газеты в четырех сельских районах. В Карачаево-Черкесии кроме газет на карачаевском и черкесском языках выходят газеты на абазинском - "Абазия" и на ногайском - "Голос ногайца", то есть все четыре титульные нации в республике имеют свою периодику", - проинформировал эксперт, отметив, что по интересам читательской аудитории на первом месте стоят общественно-политические газеты. В Татарстане это "Татар иле" ("Татарский край"), в Чувашии - "Хыпар" ("Вести"), в Карачаево-Черкесии - "Жизнь", "Возрождение республики", "Народы Кавказа", в Кабардино-Балкарии - "Газета Юга", "Северный Кавказ" и другие. Эти издания существуют за счет собственных доходов, что позволяет им считать себя независимыми.

"На первый взгляд – ситуация оптимистичная. Администрации национальных регионов с гордостью рапортуют о поддержке национальной прессы, называются издания на национальных языках, проводятся журналистские конкурсы. Однако при ближайшем рассмотрении все не так уж оптимистично. В реальности преобладает тенденция национального нивелирования, ведущая к постепенному исчезновению национальной прессы с медийного поля страны. Число лиц коренной национальности, знающих язык своего народа, в автономных республиках, автономных округах и областях Российской Федерации сокращается, происходит мощная ассимиляция. Уверяю вас, что точного числа выходящих сегодня национальных печатных СМИ достоверно не знает никто: многие из них учреждаются, регистрируются, но не выходят или выходят крайне редко. Те же, что выходят, представляют собой (за редким исключением) малотиражки – их тиражи колеблются от 500 до1000 экземпляров. Но и они доходят до очень небольшой части читателей, поскольку возврат напечатанных номеров достигает 80%. И это несмотря на то, что значительная часть газет и журналов дотируется из госбюджета и распространяется бесплатно", - подчеркнул Евгений Николайчук.

"С сожалением приходится констатировать: количество национальных СМИ имеет отчетливую тенденцию к уменьшению, - утверждает член совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Маргарита Лянге", - привел пример аналитик.

"Мы увидели 25% сокращение этнических СМИ чуть ли не каждый год, начиная с 2015 года", - уверяет она, добавляя, что уверенное снижение идет потому, что теряется аудитория. СМИ либо переформатируются, либо судьба их печальна, и это характерно не только для регионов.

"Так, в Москве перестала выходить газета украинской диаспоры "Корчма", азербайджанской диаспоры "Всероссийский Азербайджанский Конгресс", газета ФНКА "Азеррос" стала информационно-аналитическим интернет-порталом, еще держится за счет того, что она продается и получает какие-то доходы, газета армянской диаспоры "Ноев Ковчег", но и там возникают вопросы кадров и финансирования. Государство должно продолжить оказывать таким СМИ финансовую поддержку, однако нужно разработать четкие критерии для оценки эффективности редакций", - уверен Николайчук.

"СМИ на национальных языках должны меняться так же, как меняются большие федеральные СМИ. Но если их сегодня лишить государственной поддержки, они сразу исчезнут из информационного поля. Последствия такого "умирания" национальных СМИ очевидны – это реально угрожает сохранению языков малых наций и народностей, а значит, и сохранению национальных культур и в конечном счете жизни самой нации.

Наши издатели национальной прессы ходят с протянутой рукой: дайте денег – мы же национальное издание! А с другой стороны зададимся вопросом: что может заставить купить современного человека, особенно молодого, газету на национальном языке в ее современном виде? Мировые и общероссийские новости он уже узнал по телевидению или из Интернета, комментарий к ним прочитал в центральной прессе, а региональную информацию нашел в местных русскоязычных газетах - они, как правило, более качественные по содержанию и оформлению", - поведал аналитик.

"Ни для кого не секрет, что большинство населения даже крупных городов покупает газету в лучшем случае ради телепрограммы. Создается впечатление, что национальные печатные СМИ рассчитаны на людей, которые не смотрят телевизор и не знают русского языка, то есть на аудиторию, которой либо уже нет в регионе, либо она настолько мала, что овчинка выделки не стоит. Если нет аудитории, то неминуемо должны исчезнуть и предназначенные для нее СМИ – в том виде, в каком они существуют сегодня", - полагает эксперт.

Чтобы сохранить национальную прессу, национальные СМИ должны понимать и учитывать меняющиеся запросы своей аудитории, научиться создавать для нее тот контент, который читатели найдут только (или прежде всего) в изданиях на родном языке и который не предлагает им русскоязычная пресса. Проще говоря, чтобы найти своего постоянного и верного читателя, национальные СМИ должны занять свою, "национальную" нишу, которой могут стать культурологические, религиозные, детско-юношеские и другие тематические издания, которые и сегодня остаются популярными и актуальными: в пример Евгений Николайчук привел журнал "Баку", издающийся уже 12-й год.

"Его популярность объясняется просто: он объединяет не просто азербайджанцев, а бакинцев – ведь люди хотят ощущать принадлежность не к некоей абстрактной межнациональной общности, а прежде всего к своему народу. Они ищут свои национальные корни, традиции, стремятся стать носителями живой национальной культуры, чтобы передать ее своим детям и внукам. В России создается новая этнонациональная идеология, и сейчас вопрос лишь в том, как быстро смогут включиться в этот процесс национальные СМИ", - заключил аналитик.

7205 просмотров






Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!