Для России, как для многонационального государства, в котором проживает около 200 народностей, проблема межнациональных отношений всегда является актуальной. Межэтнические конфликты сегодня возникают из-за социально-политических и экономических причин, изменений в национальном составе, из-за наличия негативных этнических стереотипов и др. Все это может негативно отразиться на социально-психологическом развитии ребенка, поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений входит в число наиболее важных воспитательных проблем, заявила в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Дарья Мелехова.
"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой ведущие Георгий Саралидзе, Владимир Аверин и Армен Гаспарян обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России. Сегодняшняя передача была посвящена вопросу межнациональных отношений и воспитания детей.
По словам эксперта, принципами российского образования, связанными с развитием межнациональных отношений, являются воспитание взаимоуважения между людьми, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов, проживающих на территории России.
"Как отмечают психологи, дети до 4 лет пока ещё не знают о существовании разных народов, и их отношение к сверстникам не зависит от национальной принадлежности. Позднее, на пятом году жизни у ребенка уже начинает пробуждаться самосознание, как личное, так и национальное. В этот период через игру и благоприятную психологическую обстановку родители должны воспитать в ребенке доброжелательное отношение к людям другой национальности", - отметила аналитик.
Мелехова подчеркнула, что особенно важную роль в этом вопросе играет начальное школьное образование, так как в младшем школьном возрасте дети особенно восприимчивы к новой для них информации.
"В подростковом же возрасте у детей идёт интенсивное формирование личности, однако мировоззрение, система оценочных суждений и нравственные идеалы ещё не приобрели устойчивость. У подростков велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. В этот период суждения подростка легко изменяются под влиянием сверстников, поэтому между ними часто возникают конфликтные ситуации. В том числе именно по этой причине сегодня существует необходимость воспитания культуры межнациональных отношений у школьников", - обратила внимание эксперт.
В этой связи, по словам Мелеховой, одной из главных задач родителей и учителей является воспитание чутких и ответственных граждан, способных уважать человеческое достоинство и индивидуальность. "Сегодня в школах должен вырабатываться иммунитет к различным попыткам повлиять на умы юного поколения различных националистических движений и организаций. Но в первую очередь учащимся следует прививать уважение к ценностям, традициям и культурам различных народов. Для осуществления данных задач в школах должны проводиться воспитательные мероприятия, соответствующие возрасту учащихся. В рамках учебного процесса важно уделять больше внимания истории, традициям, языкам различных народов мира. Всё это открывает возможность для всестороннего развития школьника. Обогащая ребенка знаниями о других народах, формируется основа культуры межнациональных отношений, а совместная групповая работа сплачивает детские коллективы. Чем больше у детей будет опыта общения с разными культурами, тем меньше будет конфликтных ситуаций в детской и подростковой среде", - заключила эксперт.