Вестник Кавказа

Что ждет нагорно-карабахский конфликт в годовщину апрельских боев?

Почти год спустя апрельских боев за Карабах мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта оказалось в очередном тупике, поскольку международное сообщество ослабило свое внимание к этой проблеме, несмотря на растущее напряжение на линии соприкосновения войск – а это означает, что военное решение конфликта становится более реальным, чем мирное. Об этом в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" рассказали эксперты Александр Караваев, Олег Кузнецов и Андрей Епифанцев, говоря о перспективах нагорно-карабахского урегулирования в преддверии годовщины апрельских боев за Карабах.

При этом политологи разошлись в оценках того, чего стоит ожидать далее в развитии конфликта. Так, ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг" Александр Караваев ожидает некоторую паузу в военных действиях. "Дисбаланс в поставках российских вооружений сторонам конфликта снизился после появления в Армении ракетных комплексов "Искандер", и это частично сдерживает Азербайджан. Как долго продлится эта пауза до следующих масштабных боевых действий, неясно, понятно лишь, что ее будут заполнять регулярные столкновения, работа разведывательно-штурмовых групп, стрельба снайперов", - считает он.

Каждое новое масштабное боестолкновение будет способствовать активизации мирного урегулирования, обратил внимание Александр Караваев. "Военные действия будут, сейчас это очевидно, но в то же время будет развиваться диалоговая платформа, расширение экономических программ и доведение до населения способов экономического обустройства в Карабахе. Это в буквальном смысле слова параллельные процессы: как только отгремит последний выстрел очередного обострения на линии соприкосновения войск, сразу же оживляется диалог.. Сейчас речь идет о том, что эти линии разводятся, дабы показать, что военный способ не снимается с повестки дня и всегда будет представлять фактор влияния и давления, при этом новые гражданские и экономические инициативы будут нарастать", - уверен ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг".

Политический консультант, кандидат исторических наук Олег Кузнецов, напротив, подчеркнул, что шанс на мирное урегулирование конфликта упущен, и сейчас возможно лишь военное решение. "Проведение в феврале на оккупированных территориях так называемого "референдума", когда самопровозглашенная "Нагорно-карабахская республика" была переименована в "Арцах", стало точкой невозврата, так как никакие переговоры с террористическим квазигосударством "Арцах" официальный Баку вести не будет, эта позиция неоднократно озвучивалась и президентом Гейдаром Алиевым, и ныне действующим президентом Ильхамом Алиевым. Далее только война, шанс мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта окончательно упущен по вине официального Еревана", - заявил он.

"Мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта возможно только в форме капитуляции "Арцаха" и вывода оттуда в одностороннем порядке всех армянских вооруженных формирований. Другого условия мирного урегулирования конфликта уже нет. При этом в вероятность такой перспективы я не верю, так как Армения является страной, в которой столкнулись интересы двух мировых центров силы – России и США. США имеют огромное влияние на данный регион, так как для них это геостратегический фактор сдерживания усиления России во всем регионе Передней Азии и Ближнего Востока, в частности, ее сближения с Турцией. Армения следует в фарватере американской политики, поэтому мирное урегулирование конфликта невозможно сегодня в принципе", - пояснил Олег Кузнецов.

Политолог Андрей Епифанцев рассказал о том, почему широкомасштабных военных действий ждать не стоит. "Этому не способствует международная обстановка. Инициатором возобновления полномасштабных боевых действий может быть только Азербайджан, потому что Армении это крайне невыгодно, но международное сообщество все же не стоит на стороне Азербайджана. Турция не готова активно помогать Азербайджану, ее позиции серьезно ослаблены, а роль в Минской группе ОБСЕ попросту нулевая. Россия четко высказалась, что будет поддерживать статус-кво, Европа стремится к меньшей вовлеченности в конфликты, а США намерены самоизолироваться от внешних проблем, не представляющих для них первоочередного значения. То есть для Азербайджана сейчас не то время, чтобы начинать широкую военную кампанию. А Армения достигла максимума, который она хотела бы и может иметь – устойчивый статус-кво при невозможности легализации территориального захвата", - поведал эксперт.

"Нагорно-карабахская проблема находится на данный момент на задворках интересов международного сообщества. Даже проблемы Украины и Сирии уходят из сферы внимания крупных стран – США стремятся заняться своими делами и повесить часть своей внешнеполитической повестки на Европу, в частности, на Германию. Роль Германии вырастет, но эта страна не имеет большого отношения к Минской группе ОБСЕ. Очень сложно представить, что Франция, в которой, скорее всего, через несколько месяцев победят такие же люди, как Трамп, активизирует усилия по Нагорному Карабаху: у нее нет такого веса, как в США, армянская диаспора продолжит сдерживать любую активность. В итоге сохранится ситуация, когда посредники будут говорить "Да, мы поддерживаем Азербайджан, но решать надо только за столом переговоров". Армения точно так же будет манкировать этими переговорами, показывая своим гражданам, что никаких компромиссов быть не может. Ситуация может разрешиться только при очень резком структурном изменении обстановки", - прогнозирует Андрей Епифанцев.

В итоге, изменить ситуацию и как-либо сдвинуть нагорно-карабахское урегулирование с мертвой точки может лишь некое кардинальное изменение всей совокупности факторов, действующих на конфликт. На это обратил внимание Александр Караваев. "Пока что переговорный процесс все еще находится в парадигме 1994 года, сформировавшейся сразу после подписания Бишкекского протокола о прекращении огня. Привносятся новые моменты, связанные с появлением новых лидеров, в частности, президента Владимира Путина, и изменением диспозиций другого масштаба – но в целом схема 1994 года сохраняется", - отметил он.

"В алгоритм вмешивается некое новое понимание того, как Россия может влиять на стороны, мы наблюдаем это последние 6-7 лет. Если же обобщать, то главным фактором стало все-таки то, что Азербайджан усилился экономически. Его экономическое усиление изменило политический баланс интересов других государств к Баку и его возможностей укреплять свое позиционирование на международной арене для поиска новых способов давления и доведения своих интересов до внешних игроков. Именно это влияет на все, что происходило вокруг Карабаха в последние годы, в том числе на переговорный процесс, пусть в корне ситуация и не изменилась", - указал ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг".

Олег Кузнецов убежден в исчерпании дипломатических средств для продвижения нагорно-карабахского урегулирования. "Внешних стимулов в этом процессе уже не нужно, поскольку дипломаты весь арсенал предложений высказали. Я не вижу возможности того, чтобы официальный Баку вел переговоры с официальным Ереваном о статусе "Арцаха". Тем более, президент Серж Саргсян озвучил недавно новую логическую триаду: "Армения, диаспора и "Арцах" едины", тем самым показав, что Армения от "Арцаха" отказываться не будет. Соответственно, "Нагорно-карабахская республика" как объект переговоров больше не существует, а "Арцах" никто не признает, даже сама Армения, то есть это недоговороспособный объект переговоров. Поэтому переговоры сейчас в тупике, и остается лишь перспектива военного решения конфликта", - полагает политический консультант.

Андрей Епифанцев предложил идеальный сценарий, указав на его ограничения. "Идеальная ситуация такова: мировой рынок нефти возвращается к состоянию 10-летней давности, зависимость Южной Европы от экспорта азербайджанских нефти и газа возрастает в отсутствие альтернатив, и в таких условиях при возобновлении военного конфликта армянская сторона бомбит какой-либо нефтепровод (отмечу, что Ереван сам об этом все время говорит). Европа на том конце трубы начинает испытывать недостаток углеводородов, и мировое сообщество обращает серьезное внимание на проблему Нагорного Карабаха, вовлекается в ее решение по существу. При этом не стоит ждать, что конфликт будет урегулирован по максимальным планам Баку, текущие позиции обеих сторон нереальны. Даже в идеальной ситуации международное сообщество потребует существенных компромиссов, например, деления Карабаха, создания двухобщинного государства по типу сербов и хорватов", - рассказал он.

Возможен и вариант ухудшения отношений России и Армении. "Теоретически это возможно. Армения практически подписала ассоциативный договор с европейским сообществом несколько лет назад, что для России неприемлемо. Мы видим, что в последние дни российско-армянские отношения осложнялись, так как Армения в значительной степени недовольна позицией России по нагорно-карабахскому урегулированию и продажей российского оружия Азербайджану. В апрельских боях за Карабах Армения ожидала, что Россия займет четкую проармянскую позицию, но этого не случилось. Даже в случае президентских выборов в США Ереван, а не только армянская диаспора в Америке, сделал ставку на Хиллари Клинтон из-за неудовлетворенности позицией России. В беседах с армянами звучат слова "Мы хотим сбалансировать нашу позицию", но по сути это означает желание столкнуть лбом Россию и США", - напомнил Андрей Епифанцев.

"В целом, в краткосрочной перспективе условий для перехода к конкретным шагам нет, и пока что будет продолжение конфликта в малой интенсивности, с достаточно регулярными, ежемесячными обострениями, как на днях",  - заключил политолог.

79400 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября