EXPO 2017, переход на латиницу, участие в сирийском урегулировании и стабилизация внутриполитической обстановки – те события, которые в наибольшей степени запомнятся Казахстану в уходящем году, заявил, подводя казахстанские итоги года, завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
По его оценке, наиболее медийным из всех казахстанских событий была именно Всемирная выставка EXPO 2017 Astana. "Для Казахстана выставка стала не только заметным пиар-событием, но и хорошим опытом проведения масштабных мероприятий международного уровня. Все СМИ очень активно писали о значимости EXPO, о большом количестве туристов и проведении выставки на достаточно высоком уровне и с точки зрения посещаемости иностранными туристами, и с точки зрения организационного подхода в целом", - сказал Андрей Грозин.
При этом более важной для страны стала стабилизация внутриполитической обстановки и демонстрация элитами высокого уровня единства. "Произошло это за счет объективного обстоятельства: президент проводит грамотную кадровую политику. От него многие ждали, что будет кардинально изменена сложившаяся система руководства кабинетом министров, но этого не произошло. Все ждали отставку премьера, по мнению ряда казахстанских экспертов, он не до конца справляется с новыми вызовами времени, но премьерский пост в Казахстане – это место, вокруг которого постоянно идет борьба, и не всем удается так долго занимать эту должность, как Кариму Масимову. Но, опять же, ничего не произошло, значит, президент доволен в целом руководством правительства и не видит причин менять сложившуюся ситуацию", - сделал вывод Андрей Грозин.
За год снизилась острота темы транзита президентской власти. "По итогам года уходящего разговоров о преемнике стало меньше. Президент находится в достаточно хорошей физической форме, это видно, хотя бы, по итогам последнего неформального саммита стран СНГ в Москве. Вопрос не стоит настолько остро, и дело даже не в том, как лично себя чувствует Нурсултан Абишевич, дай ему Бог здоровья, а в том, что система возможной передачи власти постепенно выстраивается. Оснований для тревог общества в этом смысле все-таки становится меньше, чему способствуют перестановки, которые происходят и вокруг силового блока, и вокруг расширения полномочий парламента. Опять же, такой вопрос нельзя решать быстро, и Назарбаев, обладая развитым политическим инстинктом, прекрасно это понимает и не хочет торопиться, чтобы не создать напряжение в элите и в обществе", - объяснил он.
Также в этом году увеличилась степень влияния силовых структур. "Речь в первую очередь о Комитете национальной безопасности. При новом руководителе Кариме Масимове юридическое обеспечение степени работы силовиков, в частности, КНБ, выросло, была перестроена структура Комитета, появились новые направления работы по сохранению стабильности, снизилось число взаимных столкновений, которые были прежде характерны для казахстанских силовиков. Перестановки в Верховном суде, Генпрокуратуре, Агентстве по борьбе с коррупцией указывают на то, что степень конкуренции между силовыми структурами снижается. Президент провел здравую ротацию, убрав людей, которые ассоциировались в массовом сознании с жесткой позицией по отношению к конкурентам из других силовых структур, и сейчас будет время притирки новых команд к новым структурам", - заявил эксперт.
Запомнится год и переходом Казахстана на латинский алфавит. "Эта тема заняла значительное количество общественного мнения, казахстанская блогосфера до сих пор бурлит по этому поводу. Лидеры общественного мнения, СМИ и чиновники, отвечающие за идеологию, внесли свою лепту в то, что общественное мнение до сих занято этой темой. Президенту приходится на каждой встрече с журналистами возвращаться к латинице и разъяснять свою позицию, зачем это было сделано. Понятно, что для большинства населения тема не является судьбоносной, от того, в какой графике будет представлен казахский язык, не зависит уровень жизни, а вот экспертные круги, как в стране, так и ее пределы, к сожалению, политизируют тему, хотя Астана стремится снизить ее до сугубо лингвистической", - отметил Андрей Грозин.
"Если переходить к итогам внешней политики, то здесь год запомнится как время активного участия Казахстана в урегулировании сирийского кризиса. И это, на мой взгляд, стало основным достижением года на международной арене. Стоит упомянуть и председательство республики в СБ ООН в качестве непостоянного члена, однако переговоры в Астане продемонстрировали миротворческие возможности республики как площадки для диалога между конфликтующими сторонами. Формат явно не исчерпал себя за год и продолжит действовать в дальнейшем, так как вопросы, связанные с постконфликтным развитием Сирии будут актуальны и в следующем году и вообще довольно долгое время. Запрос на казахстанское миротворчество сохранится", - прогнозирует он
"Казахстан, в отличие от своих соседей по региону, демонстрирует себя в качестве полноценного участника большой мировой политики. Конечно, Астана не моделирует повестку дня этого диалога, не участвует физически во внутрисирийских делах, но, тем не менее, проводит переговоры на высоком уровне, дает свою площадку для диалога, что очень важно. Так Казахстан показывает свой рост в мировой политике, тем более что с каждым раундом переговоров астанинский формат становился все более значимым фактором внутрисирийского урегулирования на фоне побед сирийской армии при поддержке союзников", - добавил эксперт.
В 2017 году стране удалось избежать повторения терактов, произошедших в Актобе. "С точки зрения безопасности год для Казахстана оказался достаточно благополучным, и это тоже демонстрация того, что растущие возможности обеспечения силовых структур дают определенный эффект. Конечно, усилились тревожные настроения и в обществе, и в экспертной среде по поводу боевиков-возвращенцев, что характерно для всех центральноазиатских государств. Выросло количество разнообразных алармистских прогнозов на тему того, что экстремистское подполье может очень серьезно поднять голову за счет вернувшихся на родину из Сирии и Ирака террористов. Претворение этих прогнозов в реальность зависит от того, куда именно побежит ядро запрещенной в РФ группировки ИГИЛ: если это будет Афганистан, то угрозы для всей Центральной Азии, включая Казахстан, будут только нарастать", - предупредил Андрей Грозин.
"Если подвести черту под всем вышесказанным, то 2017 год характеризуется, прежде всего, тем, что не было серьезных, крупных конфликтов внутри Казахстана или вокруг Казахстана, затрагивающих напрямую казахстанское общество. Экономика начала выравниваться, хотя сохраняются проблемы в банках второго уровня и валютно-финансовой сфере. Также сохраняются вопросы расходования Национального фонда, в том числе, на EXPO, и проблемы окупаемости некоторых крупных проектов в топливно-энергетической сфере, но в целом динамика положительная, если рассматривать итоги года с точки зрения макроэкономических параметров. Нынешний год был для казахстанцев лучше предыдущих", - заключил завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ.