Вестник Кавказа

Чем грузинам Маргвелашвили милее Гарибашвили?

Чем грузинам Маргвелашвили милее Гарибашвили?
© Фото: Сайт президента Грузии

В общественном мнении президент Грузии Георгий Маргвелашвили оказался гораздо более популярным, чем премьер-министр Ираклий Гарибашвили и его команда: как показал социологический опрос, проведенный Международным республиканским институтом (IRI), глава государства пользуется поддержкой 62% населения, в то время как глава правительства — только 56%.

Такой же высокий результат, как у Маргвелашвили, получил и министр труда, здравоохранения и социальной защиты Давид Сергеенко. Второе место разделили экс-глава Минобороны Грузии, лидер партии "Наша Грузия – свободные демократы" Ираклий Аласания и спикер парламента Грузии Давид Усупашвили: оба они завоевали симпатии 57% респондентов.

На четвертой строчке опроса, после Гарибашвили, оказался вице-премьер, министр энергетики Грузии Каха Каладзе (48%), пишет "Новости - Грузия".

Также популярностью в стране пользуются бывший спикер парламента Грузии, один из лидеров бывшей правящей партии "Единое нацдвижение" Давид Бакрадзе (47% голосов). Вслед за ним с 40% идет мэр Тбилиси Давид Нармания.

Руководитель Центра глобальных исследований Грузии Нана Девдариани в беседе с "Вестником Кавказа" выразила сомнение относительно того, насколько объективно отражают реальность опросы, проведенные IRI.

"Опросы IRI большим доверием у нас не пользуются, потому что неясно, как были поставлены вопросы, какую фокусную группу они подбирали, где проводили опрос, какова методология опроса", - пояснила она.

Кроме того, по ее словам, зачастую с помощью этих опросов власть пытается повлиять на общественное мнение. "Обычно они намекают через такие опросы, кого бы им хотелось видеть в политической элите. Мы как-то привыкли уже к этому. Так что я всегда советовала правительству через СМИ, что нужно взять независимую компанию или несколько компаний и провести социологический опрос, не опираться на американские опросы. Если вы посмотрите, какие были у них результаты выставлены перед выборами 2012 года, то по их опросам получалось, что "Национальное движение" оставалось в большинстве", - поведала Девдариани.

Тем не менее, первое место главы Минздрава вполне оправданно, полагает политолог. "Что касается Сергеенко, тут сомнений в принципе не должно быть, потому что к нему очень хорошо относятся. Он очень облегчил финансовый гнет, введя государственную медицинскую страховку", - рассказала глава Центра глобальных исследований.

А вот первое место Маргвелашвили и достаточно высокий результат Бакрадзе, по ее мнению, мало имеют общего с реальностью.

"Результаты Маргвелашвили мне непонятны, потому что у него и полномочий-то таких нет, чтобы он сильно куда-то отрывался", - считает политолог.

"Что касается лидера ЕНД Бакрадзе, то едва ли тут можно говорить 47%! Тут тоже действует так называемая коабитация (сотрудничество ярко выраженных политических соперников - ВК), их нужно поддерживать как основную оппозиционную силу. Какой Давид Бакрадзе? Чем он отличается, чем он выделяется, какие у него такие особенные инициативы или харизма? Ничего подобного у него нет. Это часть одной и той же игры, про которую было сказано выше", - заключила Нана Девдариани.

Грузинский политолог Иосиф Цискаришвили, напротив, не только не усомнился в результатах опроса IRI, но и счел их вполне естественными. По его мнению, победа Маргвелашвили над Гарибашвили легко объяснима.

"Тут корни лежат довольно глубоко. Фактически грузинскому правительству запрещено общаться с президентом и его аппаратом, как бы это ни было парадоксально, но таково решение человека, который представил кандидатом в президенты господина Маргвелашвили, - Бидзины Иванишвили. Видимо, сразу же после его инаугурации господину Иванишвили, бывшему премьер-министру, не понравились некоторые шаги нового президента. И поэтому по сей день парламент не посещают члены правительства, когда там с годовым обращением к населению выступает президент. Каждое такое проявление негосударственного мышления, конечно, повышает авторитет президента и понижает авторитет правительства и политической силы под названием "Грузинская мечта", - рассказал он.

"И я лично не удивлен таким показателям: накопилось много фактов, когда субъективизм премьер-министра, который в большей мере, наверное, мечтает о собственной свободе принятия решений, находится довольно в незавидном положении. И когда парламенту требуется больше месяца, чтобы согласиться с кандидатурой нового председателя Верховного суда, который была представлена в соответствии с конституцией президентом. Я думаю, чем раньше придет конец санкциям против президента и его аппарата, тем легче будет и правительству и парламенту, и, естественно, будет лучше и для перспективы грузинской государственности", - добавил Цискаришвили.

Схожие механизмы лежат в основе популярности Аласания, полагает эксперт.

"Господин Аласания и его партия попали в немилость правительства и в первую очередь бывшего премьер-министра Иванишвили, что выразилось в совершенно неадекватных шагах прокуратуры, которая пять месяцев тому назад арестовала пять чиновников из министерства обороны. И по сей день никто даже не допрошен, неизвестно, по каким статьям их обвиняют якобы в несправедливом проведении тендера для соответствующих технологических операций, исходя из нужд министерства обороны. И эти люди сейчас считаются политическими узниками "Грузинской мечты". И, видя такую несправедливость в отношении к Аласания и его партии со стороны нынешних и бывших премьер-министров, общество не может не проникнуться к ним симпатией, и это обычная реакция общества, которое не может повлиять на безобразия и само старается таким образом поддержать несправедливо наказанных лиц", - пояснил он.

Играет роль, по его мнению, и профессионализм людей, пошедших за Аласания. "Надо учесть не только количество, но и качество членов данной политической силы ("Свободные демократы" - ВК): они представлены фактически и юристами и очень сильной дипломатической группой, которая в течение многих лет представляла Грузию в разных странах и в разных международных организациях", - поведал эксперт.

Наконец, Цискаришвили находит разумное объяснение и высоким результатам нынешнего лидера "Единого нацдвижения". "Несмотря на высокие должности, Бакрадзе не был уличен ни в каких негативных творениях ЕНД. Поэтому он, будучи образованным, активным и не проявляя никогда агрессивные или однозначные положения, остается одним из очень малых лиц, которые могут реально претендовать на продолжение политической жизни, независимо от того, в какой партии он может оказаться", - заключил политолог.

12565 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ