Вестник Кавказа

Борьба с коррупцией на Кавказе: что делать? - мнения экспертов

Одним из важнейших заявлений президента России Владимира Путина на прошедшем вчера заседании Совбеза России стало оглашение масштабов коррупции на Северном Кавказе. Напомним, Путин сообщил о 6,5 млрд рублей, украденных из бюджета в одном только 2013 году и 1,6 тыс. преступлений, выявленных СКР за первые шесть месяцев этого года. Ситуация с коррупцией, подчеркнул президент, выглядит на Кавказе "особенно драматично" и влечёт за собой высокий уровень безработицы и отставание региона по темпам и уровню развития экономики и социальной сферы от среднероссийских показателей.

"Вестник Кавказа" попросил председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова и гендиректора центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл" Елену Панфилову рассказать о том, что должно быть сделано для выполнения установки Путина по усилению борьбы с коррупцией на Кавказе.

Кабанов в первую очередь указал на необходимость усиления контроля за распределением бюджетных средств. "Затем следует провести анализ тех проектов и федеральных программ, которые заявлены, на предмет их целесообразности и обоснованности. Дальше, продолжить работу по выявлению и искоренению криминальных кланов, как эта работа началась в Дагестане. Я думаю, что это основные направления, которые будут организованы после заявления президента", - заявил председатель НАК.

В данной работе, отметил Кабанов, наибольшая тяжесть ложится на плечи федерального центра. "Потому что деньги-то всё-таки выделяет федеральный центр. Для того, чтобы следить на местах надо сначала решить вопрос с криминальными кланами", - пояснил эксперт, добавив, что в этом деле как нельзя кстати избрание президентами Дагестана и Ингушетии Рамазана Абдулатипова и Юнус-Бека Евкурова.

Панфилова, в свою очередь, отметила, что первой строкой в программе усиления борьбы с коррупцией должно стоять исполнение требований российского федерального антикоррупционного законодательства. "Нами было обнаружено, что в Дагестане не публиковались декларации о доходах и имуществе руководителей субъектов Федерации, депутатов законодательных собраний. Нам пришлось обращаться в прокуратуру, и только прокуратура нам ответила, что их обяжут. Казалось бы, с декларациями, самой безобидной и примитивной нормой по противодействию коррупции, всем давно всё понятно. А вот поди ж ты, 2013 год на дворе, а ничего не размещено в Республике Дагестан. После вмешательства нашего и последовавшего вмешательства прокуратуры что-то произошло", - привела пример из собственной практики Панфилова.

"Соответственно, для начала надо, чтобы все нормы, какие есть, начали там работать, потому что никаких специальных норм не требуется. Надо, чтобы то, что является обязательным в Москве, в Московской области, в Ярославской области, Калининграде, было бы нормой и правилом и для республик Северного Кавказа. По целому ряду причин, связанных, в первую очередь, с другими важными задачами, как борьба с вооружёнными бандформированиями, видимо, внедрение этих мер не казалось на этих территориях приоритетом. Но так ведь быть не может", - подчеркнула гендиректор "Трансперенси Интернешнл".

При этом она не согласилась с позицией Кабанова по балансу усилий, отметив, что федеральная и местная власти борются с коррупцией на разных фронтах. "Федеральные власти не могут дотянуться до каждого отдельного случая низовой коррупции. А с другой стороны, местные власти не всегда могут сами справиться, скажем, со случаями коррупции, которые связаны с распределением средств из проектов, финансирующихся на федеральном уровне. У них просто ни полномочий, ни сил не хватит. Соответственно, это должна быть абсолютно равным образом разделённая по полномочиям работа, потому что у каждого здесь есть своя задача, цель и роль", - пояснила она.

10300 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ