Армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт может быть урегулирован только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Как сообщает 1news.az, об этом на международной конференции «Национальные меньшинства в Европе: модель Южного Тироля и его применение на Кавказе», организованной Цетром стратегических исследований при президенте Азербайджана (ЦСИ) и Институтом международных отношений Италии, заявил директор ЦСИ Фархад Мамедов. «После освобождения оккупированных территорий Азербайджана будет выработан правовой статус Нагорного Карабаха и в решении этого вопроса может быть использован аналогичный опыт Европы», - отметил он.
Мамедов подчеркнул, что вопрос выработки правового статуса региона является длительным процессом, предполагающим разработку множества механизмов по обеспечению сосуществования в мирной обстановке азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха, экономического, социального и культурного развития региона. «Азербайджан может сформировать такие условия, при которых армяне отказались бы от идеи независимости. Тем более что в ближайшие десятилетия доходы Азербайджана составят $150-200 млрд», - сказал директор ЦСИ.
Заместитель главы ЦСИ Гюльшан Пашаева отметила, что одной из моделей для урегулирования нагорно-карабахского конфликта может стать опыт Южного Тироля - региона в составе Италии с большинством немецкоязычного населения.
Профессор сравнительного конституционного права Итальянского университета Тренто Роберто Тониятти назвал опыт решения проблемы Южного Тироля «успешной историей». При этом он подчеркнул, что несмотря на спорность территории между Италией и Австрией в течение десятилетий после Второй мировой войны стороны были привержены мирному решению конфликта.
«Правда, были отдельные всплески насилия и теракты в самом регионе. Однако жертвами конфликта стали всего 16 человек. В 1969 году правительство Италии предложило пакет из 139 мер, гарантирующих права общин в области здравоохранения, доступа к социальным гарантиям, финансовым ресурсам, пропорционального представительства во властных структурах, занятия высших должностей поочередно путем ротации. 90% налогов, собираемых в регионе, остаются в нем и только 10% поступают в центр», - отметил он. По его словам, в 1972 году был оформлен автономный статус региона в составе Италии, в 1992 году Австрия официально заявила об отсутствии каких-либо претензий в связи с Южным Тиролем.
«Различие между вопросом Южного Тироля и нагорно-карабахской проблемой заключается в том, что здесь (в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана) была применена сила», - заявил Тониатти. Он подчеркнул необходимость поиска путей мирного урегулирования, «чтобы население Нагорного Карабаха, которое проживало там до начала конфликта, смогло вернуться на родные земли».
Пример Южного Тироля может показать, как достичь компромисса между сторонами нагорно-карабахского конфликта, заявила исследователь Школы расследования по Европейскому праву университета Тренто Элизабетта Пулидже. «Конфликт будет урегулирован в случае, если сами стороны будут заинтересованы в этом. Разрешение конфликта - динамичный и сложный процесс, и если люди захотят, они сумеют найти компромисс», - сказала она. Пулидже принимает участие в проходящей в Баку международной конференции «Национальные меньшинства Европы: Модель Южного Тироля и ее соответствие Кавказу». «Я итальянка по национальности и проживаю в Южном Тироле. Мы не имеем никаких проблем с проживающими там людьми других национальностей», - отметила она. По ее словам, если на начальном этапе решения проблемы Южного Тироля имелись определенные сложности, «сейчас все легко, поскольку проживающие там люди имеют равные права».