Конституционный совет Франции объявил неконституционным закон о криминализации отрицания геноцидов, в том числе "геноцида армян". Об этом сообщает News.am со ссылкой на "Le Monde".
Совет счел, что законодатель совершил «неконституционное посягательство на осуществление свободы выражения мнения и коммуникации».
Отметим, что закон о криминализации отрицания "геноцида армян", известный как закон Буайе, формулировка которого была одобрена французскими властями и проверена Министерством юстиции и председателем Комиссии по конституционным законам Национального Собрания, был принят Национальным собранием Франции 22 декабря, а затем ратифицирован Сенатом 23 января. Закон предусматривал до одного года лишения свободы и штраф в размере 45 тысяч евро для тех, кто отрицает так называемый "геноцид армян".
Отмена Конституционным советом Франции закона о криминализации отрицания геноцидов была ожидаема после массовых протестов, как в самой Франции, так и других странах, в первую очередь Турции и Азербайджане. Сразу после одобрения Сенатом Франции законопроекта французская Libération опубликовала статью профессоров права Бертрана Матье и Анны Левад. Они указали, что, несмотря на официальную причину принятия парламентом "закона о геноциде" – стремление привести французское законодательство в соответствие с европейскими правовыми требованиями, касающимися ксенофобии и расизма – на самом же деле реальная цель закона осуждение так называемого геноцида армян. Однако она никоим образом не вменяется в обязанность европейским правом, и парламент принимает текст, сообщала французская газета.
Прежде всего, этот закон ставит под сомнение свободу слова и свободу исследования, констатируют профессора права Бертран Матье и Анна Левад. Кроме того, так называемые "мемориальные" законы, осуждающие какую-либо историческую ситуацию, не носят нормативного характера, а информационная комиссия по вопросам памяти вообще рекомендовала не придавать подобным резолюциям статус законов.
"Нам возразят, что этот закон не является мемориальным, потому что не относится к какому-то конкретному геноциду, а касается всех геноцидов, которые могут быть обсуждаемы законодателями. Но тогда все законодательное здание оказывается построено на песке, потому что именно в компетенцию законодателей входит признание или непризнание того или иного геноцида", - подчеркивают авторы статьи.
К проблеме некомпетентности законодателей, вмешивающихся в написание истории, добавляется нарушение принципа разделения властей, говорилось в издании. Если геноцид действительно является уголовным преступлением, то только судья обладает компетенцией квалифицировать данное преступление. Таким образом, к неконституционности закона добавляется его бесполезность, так как судья не обладает полномочиями выносить определение о фактах, авторы которых физически прекратили существование. Более того, отсутствие четкого определения преступления, которое собирается наказывать этот закон, ставит под сомнение принцип законности.
"Какими бы правомерными ни были стремление почтить память армян и добиться признания преследований, жертвами которых они стали, это признание нельзя осуществлять ценой нарушения конституционных принципов", - убеждены авторы. По их мнению, существующего законодательства, осуждающего дискриминацию, ненависть и насилие по отношению к человеку или группе лиц из-за их происхождения, вполне достаточно для осуждения негационизма.
Турция сочла закон, предусматривающий уголовное наказание за отрицание так называемого "геноцида армян", направленным против своей страны и признаком враждебного отношения к ней. Именно так охарактеризовал его премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В январе он пригрозил, что принятие закона переведет отношения Франции и Турции в другое измерение, и Турция примет жесткие меры в отношении Франции.
Комментируя ранее для "Вестника Кавказа" ситуацию, связанную с турецко-французским кризисом и реакцией турецких властей на принятие Сенатом Франции законопроекта о криминализации "геноцида" армян, заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев отметил, что "исторические события, лежащие в основе французского законопроекта, произошли еще в младотурецкой Турции, не имеющей отношения к современному турецкому государству, основанному Мустафой Кемалем Ататюрком".
По словам российского политолога, у Франции и Турции всегда были достаточно тесные отношения, как и в целом у Турции с западным сообществом, и отношения между странами вернутся в нормальную колею.
Франция отказалась сажать в тюрьму за отрицание "геноцида армян"
20090 просмотров