Вестник Кавказа

Когда качество дороже рейтинга

В Европе вышла очередная версия рейтинга вузов мира. Российские лидеры высшего образования в лице МГУ и СПБГУ, согласно этому списку, оказались далеко отстающими от флагманов западной высшей школы.

Московский государственный университет имени Ломоносова занимает 276-300 строчки рейтинга наряду со Стамбульским техническим университетом (Турция), университетом Ньюкастла (Австралия), автономным универститетом Мадрида (Испания), а Санкт-Петербургский госуниверситет занял 351-400 места, набрав равное число баллов, в частности, с университетами Тарту (Эстония), Турку (Финляндия) и политехническим университетом Турина (Италия).

Список же лучших вузов мира возглавили Кембридж, Оксфорд, Имперский колледж Лондона, Стэнфордский университет, Принстон, Массачусетский технологический институт, Калифорнийский университет в Беркли и Университет Чикаго.

Однако многие эксперты видят причины подобного положения дел не в низком качестве научных центров, а в особенностях методологии подсчета.

"Зарубежные рейтинги преимущественно нацелены на англо-саксонскую образовательную модель. И организаторы рейтингов это неоднократно подтверждали. Неудивительно в этом плане, что российские вузы оказываются в них далеко не на первых местах. Это все равно, что оценивать внедорожные прототипы с точки зрения требований, предъявляемых к гоночным болидам", — сказал РИА Новости руководитель аналитической службы Российского союза ректоров (РСР) Борис Деревягин.

Кроме того, низкие результаты российских вузов в подобных рейтингах скорее свидетельствуют о слабой работе по продвижению их бренда за рубежом, нежели о некачественном образовании. А дело все в том, что важное место при составлении этих списков лучших университетов занимают мнения специалистов и работодателей, что само по себе является критерием чрезвычайно субъективным. К этому добавляется анализ учебы студентов и работы сотрудников произведенный через публикации, индекс цитируемости, важность которого в новых условиях осознали не все российские ученые.

"В зарубежных изданиях вы практически не увидите ссылки на российские работы, зато на себя они ссылаются в изобилии, но, это не значит, что у нас то или иное научное направление отстает от того, что делается в англоязычной стране. Просто мы не придавали этому серьезного значения", — отметил проректор МГУ Виктор Кружалин. По его мнению, Россия просто слишком медленно реагирует на введение такого нового параметра, как цитирование.

При этом нужно понимать, что европейские рейтинги могут подвергнуть анализу и оценке главным образом лишь англоязычный пласт мировой науки, в который российские вузы еще интегрированы далеко не в полной мере.

"В этих рейтингах, в частности, в рейтинге "Таймс", всегда неявно присутствует бонус для вузов, которые работают с английским языком и перешли на реальное двуязычие. Например, так давно работают многие японские и китайские вузы. Мы же еще не перешли на эти формы: естественно, наши работы, в том числе и выдающиеся, могут не попадать в их базы данных", — считате вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов.

По его словам, российским вузам просто не хватает публикаций за рубежом, так как не все наши исследователи, особенно среднего и старшего возраста, владеют англиским языком.

Вот и получается, что фраза, ставшая в нашей стране почти крылатой, "неважно кто голосует, важно кто считает", в полной мере подходит и к данной ситуации: "неважно какое качество вуза, важно как его оценивают". Рейтинги "Таймс" и подобные ему оценивают прежде всего степень присутствия российских вузов в англоязычной науке и степень близости систем образования. Таким образом, эти экспертные оценки становятся имиджевой вещью и рычагом информационного давления.

У зарубежных рейтинговых агентств есть желание вытеснить российские вузы из числа мировых академических лидеров на периферию научно-образовательных процессов, считает генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина.

"Как следствие, в условиях жесткой международной конкуренции страна теряет качественных зарубежных студентов, которые могли бы приехать учиться в наши вузы, страна теряет талантливых ученых, которые могли бы у нас преподавать", — сказала она РИА Новости.

Поэтому, по мнению эксперта, "нужно самим становиться игроками на поле рейтингования".
25430 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября