Вестник Кавказа

МУЗЕЙ ПАРАДЖАНОВА - МУЗЕЙ НЕДАВНЕЙ, НО УЖЕ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЭПОХИ

Сусанна Петросян, Ереван
МУЗЕЙ ПАРАДЖАНОВА - МУЗЕЙ НЕДАВНЕЙ, НО УЖЕ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЭПОХИ
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
   Основанный в 1991 году музей находится в этнографическом квартале "Дзорахпюр", вблизи живописного ущелья, в котором протекает река Раздан. Основу собрания составляют более 600 работ, большая часть которых экспонировалась на двух выставках в музее народного искусства в Ереване, а также обстановка тифлисского дома и личные вещи, документы и фотографии художника, перевезенные в Ереван по его воле еще при жизни. В фондах музея обширная переписка режиссера с Л.Брик, Также воссозданы две мемориальные комнаты с обстановкой в доме Параджанова в Тбилиси. За время существования музея собрано множество экcпонатов, сейчас их 1500. Однако, по словам директора музея Завена Саркисяна, количество экспонатов постоянно пополняется. Так, в прошлом году в Болгарии, где проходила выставка произведений Параджанова, наш соотечественник, живущий в этой стране, подарил музею рисунок, полученный им в дар от Параджанова в 1968 году. В 2007 году другой наш соотечественник из Москвы подарил музею тарелки, расписанные Мастером. Про музей издано много книг и альбомов.
   Музей отличается богатым разнообразием работ на самую широкую тематику: "Такая широта необычна, художники в основном избегают и стараются работать в одной тональности, даже в цветовой, а он не боялся ничего и работал очень широко",- говорит Саркисян.
   Использование разнообразных материалов и предметов придает произведениям особую прелесть и блеск. Здесь представлены работы Мастера из керамики, мозаики, картины, написанные масляными красками, просто рисунки, коллажи как плоские, так и объемные с использованием различных предметов, в том числе и кукол, которых очень любил Параджанов. В музее великого художника и режиссера есть сделанные им прекрасные шляпы, великолепием и блеском отличаются его работы, сделанные с использованием бижутерии, цветного стекла, разбитых красочных тарелок и зеркал. Как например, работа "Золотая рыбка", она выполнена с использованием бижутерии, крупных разноцветных прозрачных камней, собранных в форму рыбы, которая приклеена на зеркало. Все эти работы собраны в одном из залов, называемом зеркальным, так как в нем есть что-то очень яркое, светлое и праздничное.

Между тем, далеко не вся коллекция отличается подобной праздничностью и блеском. Ведь созданные Параджановым произведения естественно являются отражением его сложной и трагической судьбы. Если говорить о периодах творчества Параджанова, то первый период это так называемый дотюремный, то есть до декабря 1973 года, когда художник был арестован. Эти работы очень разные, в 60-ые годы он начал делать мозаики, работал на керамике, начал делать первые коллажи. Причем, вначале последние представляли из себя только склеенные фактуры или так называемые плоские коллажи, впоследствии он создал объемные коллажи, состоящие из различных предметов. К числу первых работ относятся: серия произведений на керамике, посвященная Позоллини и его фильмам, эскизы к спектаклю "Гамлет", который Параджанов хотел поставить в армянском театре, коллаж "Голгофа" и пр.
   Второй период творчества это тюремный период с декабря 1973 по декабрь 1977 года. Эти работы сделаны на небольших кусочках бумаги, с использованием карандаша или шариковой ручки, поскольку в тюрьме материал сильно ограничен и еле находился клочок бумаги, высушенные листочки или проволока. Здесь серии судебного процесса над ним, в одной из работ использована аллегория - он рыба, которая попалась в сети. Много портретов его тюремных друзей, в музее представлена серия "Перечень отобранного имущества", отображающая одну из самых печальных страниц жизни художника, его арест, обыск в квартире в Киеве, которую у него отобрали, а имущество практически выкинули на улицу.
   Третий период послетюремный, когда он очень много работал и именно в этот период он создал множество рисунков, шляп, произведений из зеркала и цветных стеклянных камней, кукол, особое место занимают коллажи: "Сам Параджанов называл свои коллажи спрессованными фильмами. А так как он был отстранен советской системой от кино на 15 лет, то в этих работах была сконцентрирована его творческая энергия, которая нашла выход в жанре коллажа. Причем, при их создании он был совершенно свободен от чьей-либо воли: запретов на коллажи никто наложить не мог",- говорит Завен Саркисян.
   В музее есть зал кино, где представлено множество эскизов к фильмам, которые художник, к сожалению, не успел снять. У Параджанова было готово 27 нереализованных сценариев к фильмам: "Давид Сасунский", "Ара Прекрасный", "Исповедь", "Демон" по Лермонтову, "Бахчисарайский фонтан" по Пушкину и пр.
"Пусть это никого не обидит, но наш музей предназначен для избранных, для тех, кто умеет тонко чувствовать мир, в котором для человека самое главное это свобода и свобода его творчества Работы Параджанова являются ярким подтверждением свободы его творчества, его энергии. Если он мог находясь в тюрьме выдавливать на крышке от молочной бутылки рельеф, думаю, больше о свободе творчества говорить бессмысленно. Очень точно сказал о Параджанове мультипликатор Юрий Норштейн - Параджанов материализовал дух. Вот ключ к пониманию работ художника",- отмечает директор музея.
За 18 лет существования музея во многих странах мира было организовано 60 выставок. Намечаются выставки в Магнитогорске и Братиславе, летом в Москве состоится фотовыставка - "Мир Сергея Параджанова - культура без границ". Ежегодно музей посещает около 12 тысяч человек.
50145 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября