В гостях программы «Трибуна» заместитель председателя комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Владимир Полетаев. В студии «Вестника Кавказа» сенатор рассказал о повышении минимального размера оплаты труда, субсидировании железнодорожных и авиаперевозок детей, а также о страховании туристических поездок по России и за рубежом.
- С 1 июля повышается МРОТ до 7,5 тысяч рублей. Совсем недавно вы выступили с инициативой, что малообеспеченные граждане могли бы быть освобождены от уплаты налога на доходы в нынешних экономических условиях. Как продвигается эта инициатива?
- На пленарном заседании Совета Федерации был утвержден закон, теперь уже подписанный президентом, о том, что с 1 июля 2016 года повышается минимальный размер оплаты труда до 7,5 тысяч. Повысили значительно – на 20,9%.
Безусловно, эта сумма повышения не перекрывает прожиточный минимум. Поэтому мы считаем, что целесообразно продумать, обсудить, сделать расчет в перспективе полной отмены НДФЛ для малообеспеченных граждан. Но на данный момент необходимо, чтобы этот механизм получил так называемую региональную обкатку. Я считаю, что цифра снижения до 3% наиболее понятная. Но здесь, безусловно, надо специалистам просчитать. Мы считаем, что необходимо подумать о малообеспеченных категориях граждан, речь идет только о них. Поэтому здесь надо подойти планово к этому вопросу.
Что касается того, что люди перестанут платить налоги, станут уходить в какие-то серые, теневые оплаты труда, у нас Федеральная налоговая служба является достаточно сильным администратором, поэтому они точно справятся с этой работой. И не надо забывать о том, что НДФЛ у нас – основной источник для муниципальных и региональных бюджетов. Поэтому данная мера наоборот привлечет большее внимание региональных властей, для того чтобы администрировать этот налог. Когда мы подойдем к этому состоянию, оно будет способствовать тому, что мы уйдем от проблемы серых заработных плат.
7,5 тысяч – это, действительно, небольшая сумма. И тот НДФЛ, что платится с этих сумм, для кого-то это немного. Но когда мы пересчитываем, для гражданина, пенсионера это достаточно серьезная цифра, за которую надо биться и надо обсуждать.
- Совсем недавно произошла трагедия в Карелии, погибли дети, которые уехали на отдых. Вы выступали с инициативой обязательного страхования граждан, проходящих туристические маршруты повышенной категории сложности. Как вы считаете, стоит также включить сюда и детское страхование повышенное?
- В Карелии произошла страшная беда. Я как отец троих детей приношу искренние соболезнования родным и близким погибших, родителям этих ребят. В том, что они пострадали, есть большая проблема. Мы с коллегами выступаем последовательно за цивилизованный туризм. Благо, что у нас сейчас туризм обретает второе дыхание. Однако с наступлением летнего периода многие родители вздрагивают, отправляя детей в пионерские лагеря либо в туристические маршруты.
Мы выступаем не только за то, чтобы сделать обязательное страхование для туристов, которые идут по маршрутам повышенной сложности, но и для детского туризма. К сожалению, последние события еще раз говорят, что мы на правильном пути, что детский туризм должен быть обязательно застрахован.
Во-первых, это будет стимулировать самих родителей и туроператоров продумывать маршрут, предупреждать обо всех сложностях. Как бы там ни было, туризм, который включает в себя сплавы, восхождения, конные маршруты, представляет некую долю риска. Мы должны эту вещь минимизировать. Тот страшный пример, что вы привели, к сожалению, у нас регулярно в регионах такое происходит в последнее время: то потерпел крушение вертолет, то альпинисты пропали. В частности у нас был такой случай на Алтае, когда наши сибирские профессиональные туристы, тем не менее, забыли об элементарных вопросах безопасности и погибли.
В данном случае я хочу затронуть и материальную сторону вопроса, когда на спасение, оказание экстренной помощи мы платим из бюджета. То есть это налоги от наших налогоплательщиков. Я думаю, страховой инструмент здесь положительно скажется на таких вещах. В ближайшее время мы проработаем этот вопрос. Я думаю, уже в новом составе Госдумы в этом году точно мы внесем данный законодательный проект. Я надеюсь, что сейчас он получит более широкую поддержку и со стороны профильного министерства, и со стороны правительства РФ.
- Вопрос, связанный с туристическими страховками уезжающих за рубеж. Как правило люди, которые выбирают страховку на 30-50 тысяч долларов, только получают определенный телефон, в случае необходимости обращаются по нему, приезжает врач и ставит диагноз. Практика показывает, что во многих случаях на этом медицинская заканчивается, и все необходимые анализы, лекарства идут из кармана отдыхающего. Есть ли законодательные инициативы, которые могли бы обязать страховые компании выполнять непосредственно оплату этих услуг за рубежом?
- К сожалению, наши граждане, когда покупают путевку за границу, достаточно безалаберно относятся к прочтению именно страхового ваучера. Я, честно говоря, сомневаюсь, что даже 10% читает то, что входит в обязательное страхование, когда они подписывают страховку. Поэтому когда за рубежом люди сталкиваются с несчастными случаями, непредвиденными ситуациями, потом действительно начинается хождение по мукам, когда челочек недостаточно владеет иностранным языком, не может разобраться. Есть ряд лекарств, которые для нас вообще мало знакомы, и качество медицинских услуг, которые обеспечивают безопасность и жизненно необходимы, заканчиваются в лучшем случае йодом, бинтом и перевязками. Когда же возвращаются на родину, начинается новое хождение по мукам, когда человек все это дело пытается возместить у страховой либо туристической компании. Мы точно так же рассматриваем этот вопрос наряду с обязательным страхованием. Эти инициативы есть. Я надеюсь, что они также найдут применение, и мы их реализуем в будущем.
- Владимир Владимирович, сейчас поднялась тема субсидирования льгот для перевозок детей на железной дороге. Возможно ли что-то подобное для авиаперевозок?
- У нас есть два законопроекта, которые находятся на рассмотрении в Госдуме. Мы их последовательно продвигаем. Один из законопроектов – компенсация по доходу от прибыли, если работодатель непосредственно оплачивает. И вторая инициатива – субсидирование авиа и железнодорожных перевозок для детей. Спасибо Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он поддержал нашу инициативу по железнодорожным перевозкам. В 2016 году правительство берет на себя льготы по компенсациям.
Что касается авиаперевозок. У нас дети до 2 лет летают бесплатно, детям до 12 — 50% скидка, и дети от 12 до 18 летят за полную стоимость билетов. К сожалению, у нас нет точной статистики по внутренним перелетам, но мы считаем, что это будет, действительно, небольшая сумма. Простая математика, если летит семья из четырех человек, и детям компенсируется перелет, это гораздо проще, гораздо дешевле. И те деньги, которые не будут вывезены за рубеж, останутся в региональной экономике. И даже если в первое время, пусть это будет год-три-пять, не выйдем на плюсовые экономические показатели, но мы точно не потеряем в общем суммарном выражении активов, денежных средств. Поэтому я считаю, что к следующему сезону мы должны подойти к этому при региональных авиаперевозки, когда более или менее экономическая ситуация будет стабильная. Авиа и железнодорожные перевозки обеспечивают нашим детям безопасность, патриотизм, отдых и здоровье, и они должны компенсироваться.