Сегодня экономика Армении характеризуется постоянно растущим внешним долгом, огромной зависимостью от трансфертов и монополизацией. На вопросы "Вестника Кавказа" о ситуации в экономике и перспективах ее развития отвечает член правления оппозиционной партии "Армянский национальный конгресс", эксперт по вопросам экономики Ваагн Хачатрян.
- Сумма внешнего госдолга Армении составляет 4,9 млрд долларов или 52% от ВВП. Объем долга приближается к предусмотренной законодательством запретной отметке в 60% от ВВП. Какие в этом плане есть риски?
- Встает вопрос об экономической безопасности. Важно понять какие у страны есть ресурсы для обслуживания внешнего долга. У Армении далеко не все благополучно: импорт в три раза превышает экспорт, значительно сократились инвестиции и трансферты. По некоторым прогнозам, объем трансфертов сократится в этом году на 600-700 млн долларов. Правительство пытается закрыть один долг за счет новых кредитов или за счет образования нового долга, то есть строится пирамида, которая по всем экономическим законам должна в какой-то момент рухнуть и страна может быть объявлена банкротом.
- В прошлом месяце впервые за многие годы МВФ ухудшил свой прогноз относительно экономического роста в Армении до 0%, тогда как еще осенью 2014 года называлась цифра в 4,5%. Между тем, премьер-министр Овик Абрамян заявил об ожидаемом росте ВВП в 3%. Как можно соотнести эти два прогноза?
- Заявление премьер-министра о росте ВВП в 3% не принимается всерьез в экспертных кругах. Если бы правительство назвало цифру в 0%, то оно проявило бы реальный подход. Заявление об ожидаемом экономическом росте в 2,5-3% является отражением весьма опасного подхода. Скорее всего, власти попытаются сделать все для того чтобы "выжать" из экономики рост в 3%, а это сильно навредит бизнесу, гражданам и свободному предпринимательству. Например, сегодня одним из основных вызовов российской экономики является не проблема выхода из кризиса, а то какой именно ценой это будет сделано. В случае использования максимальных ресурсов для выхода из кризиса, не останется никакой возможности для преодоления проблем в экономике в последующие годы.
Используемый нашими властями подход приведет к тому, что те бизнес-круги, которые готовы были активно работать, просто задохнутся. Между тем, всё не заканчивается 2015 годом, а при претворении в жизнь указанной логики, у нас не останется необходимых ресурсов и экономической базы для 2016-2017 годов. Экономика действует по своим законам, и если что-либо нарушается в этом организме, то восстановить бывает очень сложно.
- Означает ли сказанное вами, что правительство заявлением о трехпроцентном экономическом росте пытается скрыть от населения истинное положение вещей? Или это проявление некоего оптимизма со стороны правительства?
- Правительство должно быть реалистичным. Снова приведу пример России, где в позиции представителей экономического блока присутствует различная тональность. Причем, подходы всех полюсов одинаково представлены в СМИ. А в правительстве Армении никто не принимает того, что страна находится в серьезном кризисе, исходя из этого, нет никакой антикризисной программы.
Расчеты специалистов показывают, что в разрезе трех месяцев этого года сократился сбор налогов. По неофициальным данным, в течение двух последних месяцев многие бюджетные организации не получали финансирования, есть внутреннее распоряжение резко сократить все затраты. Правительство пытается все это скрыть. Возможно, что здесь есть политическая подоплека: власти обеспокоены тем, что оппоненты могут обвинить их в несостоятельности, в неспособности управлять, решать важнейшие проблемы.
Однако сколько бы ни пытались скрыть истинную картину, существует ряд объективных показателей. В частности, сокращение товарооборота на 6% показывает снижение уровня покупательной способности населения или указывает на сокращение его численности. Второй важный показатель - потребление электроэнергии, которое сегодня составляет 82%, то есть потребление сократилось на 18%. Таким образом, для определения тог, насколько соответствуют реальности разговоры об экономическом росте, необходимо учитывать ряд объективных данных.
- Вы часто указываете на то, что решение экономических проблем надо искать в политическом поле…
- Серьезные экономические проблемы при отсутствии политического решения или политических подходов превращаются просто в мысли, написанные на бумаге. Я не вижу у правительства подходов, которые дадут возможность для развития бизнеса. Я вспоминаю Адама Смита, который говорил, что для развития экономики нужны умные законы, низкие налоги и мир. У нас нет низких налогов: за счет повышения социальных налогов они возросли с 35 до 46%. Нет у нас и умных законов. Все изменения в налоговом законодательстве делаются с одной единственной целью - заполнить бюджет. У нас нет изменений, направленных на облегчение экономической деятельности, на улучшение условий для создания инвестиционного поля.
- Как можно оценить принятые недавно парламентом в первом чтении поправки в закон "О налоге на прибыль", согласно которым армянские компании и граждане Армении, работающие заграницей в строительной и шиномонтажной сферах, должны регистрироваться в Армении и платить налоги в 13% в местные налоговые органы?
- Трансферты, которые большей частью пересылаются нашими мигрантами из России, до сих пор имели большой плюс, так как обходили все государственные коррупционные схемы. Сейчас же власти решили, что работающие за рубежом армянские граждане должны платить налоги Армении. Этим государство заставляет людей, действующих ранее в рамках закона, найти способы для того, чтобы обойти закон. Пока не все ясно в новом законопроекте, но я пытаюсь найти в этом шаге какую-то логику. Власти хотят создать монополию в сфере строительных работ за рубежом (прежде всего речь идет о России, на стройках которой работает много армян). Например, здесь могут организовать компании по найму на строительные работы в России. Принятие указанных поправок - очередное претворение в жизнь идеи о создании монополий там, где есть работающий бизнес-механизм. Это обычные подходы, применяемые в Армении, подходы, которые уничтожают конкуренцию, возможность для свободной деятельности, для выбора или альтернативы, а в таких условиях не может быть развития экономики.