Гость программы «Трибуна» директор Центра зеленых стандартов, член Экспертного совета при правительстве Российской Федерации Рашид Исмаилов. Продолжение. Начало см. Рашид Исмаилов: "Здоровье человека сложно монетизировать".
- Рашид Айдынович, вы активно продвигаете идеи и ценности зеленой дипломатии. С какими странами у России есть перспективные проекты в области защиты окружающей среды?
- Зеленая дипломатия - это то, над чем каждое государство должно работать на всех уровнях. Нужно договариваться об общих проблемах, которые касаются всех, и приходить к общему знаменателю, особенно если это природоохранные трансграничные проблемы - общая вода, общая земля, общий воздух. Зеленая дипломатия, на мой взгляд, имеет большой потенциал. Он сегодня недооценен, потому мы - экологи можем сглаживать даже политические противоречия, насыщать межгосударственные диалоги позитивной повесткой - вносить в повестку межгосударственных отношений экологическую составляющую, которая дает возможность договариваться. Интересы у всех одни - чистый воздух, чистая вода, чистая почва.
Мы активно работаем по охране окружающей среды с Китаем – и в рамках ШОС, и в рамках БРИКС. У них большие проблемы с воздухом, особенно в Пекине, с экологизацией промышленности. У нас уже реформируется законодательство, чтобы заставить предприятия промышленности переходить на экологические технологии, а в Китае с этим проблема. Игнорирование природоохранных требований, природоохранного законодательства для многих предприятий Китая, к сожалению, сегодня является нормой. Власти КНР это признают, ужесточают законодательство. У них очень жесткие требования в уголовном плане. Порядка 10 тыс. человек в прошлом году было привлечено к реальным срокам наказания за преступления в экологической сфере. Применяется в Китае и высшая мера наказания за ущерб окружающей среде, например, когда предприниматели сбрасывают ядохимикаты в реки. К сожалению, это не останавливает остальных, которые повторяют те же ошибки.
- Как идет сотрудничество с прикаспийскими странами?
- Ваше агентство тоже уделяет этому большое внимание. За это вам больше спасибо от экологов, которые следят за этой повесткой. Экология Каспия - огромная проблема. Как раз это тот случай, когда мы зависим от политиков. Они не могут договориться о правовом статусе Каспия, а из-за этого экологи не могут решить проблемы, связанные с мониторингом состояния Каспия, с оценкой ущерба, который причинен Каспию, а ущерб огромный. По разным оценкам, порядка 120 тысяч тонн грязи ежегодно сбрасывается от нефтепереработки, от нефтедобычи, от транспортировки нефти в Каспий. Есть еще цифра, которая меня тоже сильно возмутила, это порядка 200 тонн тяжелых металлов. Все это оседает, находится в Каспии, влияет на биоразнобразие, качество жизни людей.
Подписана Тегеранская конвенция по охране окружающей среды Каспия, были протоколы к этой конвенции, но до практической реализации природоохранных мероприятий так и не дошло. Мы как общественную инициативу предложили такой инструмент как зеленый стандарт Каспия. Это универсальный инструмент, пакет мер, и каждое предприятие, подписавшись под этим стандартом и приняв добровольные обязательства на себя, могло бы себя позиционировать как экологически ответственное. Мы этот проект начали обсуждать на российско-азербайджанской межпарламентской комиссии. Инициатива была поддержана и нашими сенаторами, и депутатами Милли Меджлиса. Я побывал с официальным визитом в Баку, где рассказал о нашей работе. Я рассказал об этой инициативе и в Иране, но пока реакции иранских коллег не последовало. Сейчас прорабатываю этот вопрос в Казахстане. Надеемся, все начнут работать с зеленым стандартом. Эта общественная инициатива могла бы сдвинуть с мертвой точки ситуацию. Каждая страна заинтересована в том, чтобы воды, которые омывают берега государств, были чистыми, воздух был чистым, люди жили в благоприятном климате. Шаг за шагом мы к этому идем.
- Какова экологическая повестка Азербайджана?
- Я не очень погружен во внутреннюю природоохранную повестку в Азербайджане, но знаю, что отношение к зеленой экономике в там на высоком уровне. Это современный тренд экологизации бизнеса, а в Азербайджане много зарубежных инвесторов. Здания там строятся в соответствии с современными требованиями. Это посыл для бизнеса, для предпринимателей. Зеленый стандарт, с которым приходит зарубежный бизнес, может быть ориентиром для рынка, для отрасли. Продвигая экологический подход к строительству и эксплуатации недвижимости, бизнес несет миссию просвещения, потому что экология – конкурентное преимущество. Ты построил бизнес центр, который соответствует повышенным экологическим требованиям, там арендаторы лучше себя чувствуют, тогда мы можешь экологическую составляющую учитывать при расчете арендной ставки или при продаже этой недвижимости. Экология и экономика - две связанные между собой вещи. Надо просто правильно все посчитать и посмотреть в будущее.
- Каковы в целом ваши впечатления от Азербайджана?
- Я часто бываю в последнее время в Баку. У меня там много родственников, друзей. Город стал шикарным, роскошным с точки зрения и туризма, сохранив особою бакинскую атмосферу доброжелательности, мультикультурализма, толерантного отношения к любому вероисповеданию, к любым национальностям. Баку - жемчужина у моря, которая достойна внимания, достойна того, чтобы туда шли инвестиции. Это все взаимосвязано. Создай благоприятную атмосферу – к тебе потянутся инвесторы, туристы, а это деньги. Власти Азербайджана очень хорошо это поняли и просчитали.
- Каковы перспективы развития экотуризма в России?
- У России огромный нереализованный потенциал. У нас гигантские территории, занятые национальными парками, природоохранными территориями, особо охраняемыми природными территориями, но недостаточно развита инфраструктура. Сейчас закладываются механизмы, которые позволят усовершенствовать систему особо охраняемых природных территорий, сделать ее более доступной, привлекательной для туристов. А богатства России всем известны. Есть места, которые уникальны по своей климатической составляющей, но туда очень сложно попасть, и людей это останавливает. Здесь есть над чем поработать.
- Как вы оцениваете Северный Кавказ с точки зрения туризма?
- Сейчас вопрос безопасности уже не стоит. Условия, которые там создаются, конкурентоспособные курорты для зимнего отдыха свидетельствуют о том, что идет подъем этой индустрии. Главное, чтобы туда шил инвесторы. Будут инвестиции - будет создана инфраструктура, будут созданы благоприятные условия и туристы проедут на Северный Кавказ.