Вестник Кавказа

Рамиз Абуталыбов: "У меня жена - идеал"

Олег Кусов

Окончание. Начало см. Рамиз Абуталыбов: "Последние 40 лет собираю документы об эмиграции в Париже"

- Рамиз, вы очень интересно рассказываете про первую волну эмиграции, я так чувствую, что у вас больше душа к ней лежит. Кого из ее наиболее ярких деятелей вы могли бы поставить в пример? Кто вас больше всего заинтересовал?

- Мне нравились люди, которых я не знал, но о них читал, военные. Я всегда удивлялся, что в таких тяжелейших условиях были еще люди, которые хотели бороться и вернуться в Россию. Они работали на заводе "Рено" или "Ситроен", а в субботу и воскресенье тренировались, чтобы не потерять военные навыки. Люди были идейные, патриоты царской России. Меня всегда удивляло, что они эту любовь сохранили… "Мы еще вернемся, мы будем бороться!"

- Они жили с мыслью вернуться?

- Да. Я был лично знаком с Банин, нашей писательницей. Она меня познакомила с несколькими представителями первой волны эмиграции. Николай Павлович Ростелецкий. Я знал поэта Александра Кусикова, друга Есенина. О нем Маяковский писал: "Не будем спорить о вкусах и вкусиках, одним нравится Маяковский, другим - Кусиков". Мы жили в одном подъезде. Это случайное совпадение.

- Неслучайное. Раз вы этим занимались, вам подарок судьбы.

- Очень были интересны для нас, советских людей, эмигрантские книжные магазины. Там были такие книги, которые не издавались.

- На русском языке?

- На русском языке. Солженицын — это уже позднее. Вначале, это Мережковский, Алданов, Гайто Газданов, Набоков. Слой, о котором мы совершенно не имели понятия. Но запретный плод сладок. Нам нельзя было туда, но втихую мы ходили, конечно. Мы покупали "Русскую мысль". И если сравнить "Русскую мысль" сегодня с той, то это, конечно, небо и земля.

- То есть вы, занимаясь этим, рисковали как советский дипломат.

- Рисковал, конечно.

- А вот кавказцы за рубежом... Интересен их стиль поведения, как они друг к другу относились? Было ли у них такое ощущение, допустим, "я не из Грузии, я из Абхазии".

- Нет. В 1919 году в Париже находились дипломатические делегации четырех республик Кавказа. От Азербайджана - Топчибашев, от Армении - Арамян, от Грузии - Чхенкели и от Горской республики - Чермоев. Они с первых дней старались быть вместе, потому что еще во время Гражданской войны на контакт с белыми не шли, т.к. они требовали независимости четырех республик. Скажем, тот же Деникин воевал на Кавказе… Но в Париже ему кавказцы говорили: "Мы не вмешиваемся. Гражданская война — это внутреннее дело России". В эмиграции были монархисты, которые кавказцам говорили: "Мы ваши взгляды не воспринимаем, потому что вы - сепаратисты". Но сами кавказцы старались все-таки быть вместе. Первая декларация четырех дипломатических представителей Кавказа о создании кавказского государства в перспективе была подписана в июне 1921 года. Вторая в 1924 году. Но потом пошел немножко раздел, потому что армянская делегация стала отказываться: "Мы все-таки себя считали больше Ближним Востоком, а на Кавказе у нас маленький кусочек". Но три делегации - горская, азербайджанская и грузинская - очень тесно работали, и в 1934 году подписали декларацию о создании Комитета независимости Кавказа. Это было 14 июля 1934 года. Последнее их выступление было в Мюнхене в 1952 году - об объединенном Кавказе. Журнал "Прометей" у них был, кавказский. А также издания "Северный Кавказ", "Независимый Кавказ", много журналов. Но самым мощным был "Прометей", который объединял кавказцев, туркестанцев и украинцев, как ни странно - угнетенные народы России, как они говорили.

- Там кавказцы добились того, чего они не могут добиться у себя на родине - единства.

- Кстати, Топчибашев был одним из поборников этого процесса.

- Сейчас понимаю, что на самом деле все-таки лучшие люди туда уехали.

- Да, это была передовая интеллигенция Кавказа. И дагестанцы, и осетины, и грузины, и армяне, и азербайджанцы.

- Этой теме посвящены книги, диссертации, монографии, а нам бы не грех и отдельную программу посвятить. Мы вас позовем и более подробно поговорим о том, как жили кавказцы и в первую, и во вторую волну эмиграции. И сейчас, как вы правильно говорите, это в основном бизнесмены - эмигранты. Я тоже с ними встречался, живя в Европе. Многие уже целенаправленно принимают гражданство тех стран, где они живут, отказываясь от российского, но это уже личное дело.

В заключении программы мы обычно прибегаем к специальному вопроснику, но не к такому серьезному, как у Марселя Пруста и Владимира Познера на Первом канале. У нас он более житейский и отвечать можно не одной фразой. Вы жалеете, что не живете в Европе? Для вас это очень актуальный вопрос, потому что вы там 16 лет прожили.

- Двояко себя чувствую. Конечно, мне в Париже очень нравится, хотелось бы сегодня жить в этом городе. Но с другой стороны, у меня в Москве правнук растет. Для меня нет более близкого человека, чем мой правнук. Говорят, если человек видит правнука, это счастливый человек. Поэтому для меня Москва на первом месте. С другой стороны, сейчас такое время - были бы деньги. Если завтра надо поехать, я могу поехать в любую точку мира. Я раз в год в Париж езжу.

- Вы - верующий человек?

- Я верующий, но не практикующий. Потому что с детства я рос при бабушке-дедушке и до сих пор какие-то молитвы знаю, бабушка учила. Но я не практикую, намаз не совершаю, в мечеть не хожу.

- То есть Бог в вашем сердце?

- Да, так можно сказать.

- Вы знаете, почему вас родители назвали Рамизом?

- По-арабски это якобы "указывающий путь". Надеялись, что я буду указывать им путь. "Рамиз" - это знак. Так мне объясняли.

- Какую книгу вы сейчас читаете?

- Я только что начал читать дневники Ахматовой — очень интересная книга, опять же связана с тем периодом, о котором мы сегодня много говорили. Мне стало интересно читать биографические книги в последнее время, видимо, интерес этот проявился с возрастом. До этого я читал роман "Бегущий за ветром" Халеда Хоссейни, про Афганистан. Очень интересно. Я не могу сказать, что читаю много, но читаю.

- Это ваша привычка.

- Да, газету прочитать, книгу прочитать. Интернет тоже читаю. Это привычка.

- Важно интернетом не увлекаться чрезмерно в ущерб другому чтению?

- Но вы знаете, о Халеде Хоссейни я в интернете узнал, это популярный роман. Я не знал о нем ничего, честно скажу. А узнав из интернета, пошел и тут же купил на Новом Арбате в книжном магазине.

- Ваш любимый афоризм или поэтические строки? Вы уже сегодня Маяковского нам приводили. Наверняка, что-нибудь из азербайджанской поэзии?

- У меня есть любимая фраза: "Я сделал все, что мог, пусть другие сделают лучше".

- За какую футбольную команду вы болеете?

- Я с молодости болел за бакинский "Нефтчи" и московское "Динамо". Сейчас, честно говоря, уже не смотрю почти футбол.

- А сериалы смотрите?

- Сериалы некоторые смотрю, да. Зависит от актеров, которые играют. Скажем, я с удовольствием смотрю сериалы с Машковым. Кому-то не нравится, а мне, скажем, очень нравится "Ликвидация" про Одессу...

- По актерам выбираете? Любопытный принцип. Я благодаря этому принципу неожиданно выходил на очень интересные фильмы.

- Был сериал "Савва Морозов", про его жизнь, очень интересно.

- Какая у вас любимая телепередача?

- Я больше всего смотрю канал "Культура". Это самый мой любимый телеканал. Вчера смотрел передачу про французского писателя Ромэна Гари. По "Культуре" я с удовольствием смотрю и исторические передачи.

- Слава Богу, что этот канал есть. Потому что я многих спрашиваю о российском ТВ, и люди говорят о канале "Культура", как о любимом канале, где есть многообразие. А есть города, которые вас завораживают? Ответ я понимаю, какой будет.

- Конечно.

- И молодежи дайте совет: в каком возрасте лучше жениться или выходить замуж?

- Жениться с 20 до 30, а девушкам я не знаю, наверное, с 18 до 23.

- Можно пораньше.

- Ну, раньше сложно.

- И закон запрещает. Предложите формулу успеха для молодежи?

- Трудиться и добиваться того, что хочешь, самим.

- О чем я вас сегодня не спросил? Какой вопрос я сегодня не задал, о котором бы вы хотели порассуждать?

- Ну, скажем, как моя супруга относится к моим делам.

- Можете нам рассказать об этом?

- Я хочу сказать, что у меня жена - идеал. Представляете себе, в субботу, в выходной, ходить по архивам, сидеть со стариками и оставлять ее одну с детьми. Она терпела и до сих пор терпит. Я ей очень благодарен, потому что многое я смог сделать благодаря ее терпению и ее любви ко мне и моей любви к ней.

- Спасибо большое! У нас в гостях был Рамиз Абуталыбов, общественный деятель, азербайджанский дипломат, и, как вы убедились, глава хорошего и любящего семейства.

- Спасибо!

17175 просмотров