"Вестник Кавказа" побеседовал с директором Института актуальной экономики Никитой Исаевым об актуальных итогах участия Армении в ЕАЭС на всех уровнях, использовании союза в качестве инструмента внутриполитической борьбы в республике и возможности приостановки ее членства в структуре.
- Никита Олегович, в первую очередь, по вашей оценке, каково на данный момент положение Армении в ЕАЭС?
- Армения, безусловно, не является ведущей страной ЕАЭС. Интересы республики в союзе касаются возможностей снижения затрат на ввозные пошлины и беспрепятственного экспорта своей продукции. Эта продукция довольно немногочисленна, поскольку, к сожалению, и сельское хозяйство, и промышленное производство в стране оставляют желать лучшего, и, в основном, Армения сегодня обеспечивает рынок услуг, оставаясь экономически не самым развитым государством – в ЕАЭС она находится на четвертом месте из пяти. Также Армения географически ограничена с точки зрения транзита и поставки на свою территорию товаров и услуг и вынуждена питаться за счет выстраивания отношений в непростом региональном многоугольнике – а это значит, что она заинтересована в том, чтобы постараться получить от России, как гаранта в том числе и экономической безопасности в Закавказье, определенные преференции, в частности, в энергетике.
- Изменилась ли от этого существенно жизнь простых граждан Армении?
- Боюсь, нет. Вступление в ЕАЭС было заметно гражданам Кыргызстана, так как это обеспечило им достаточную трудовую миграцию и легализацию своих граждан на территории РФ как основном рынке рабочей силы. Для армянских граждан в силу их относительной немногочисленности и традиционно большой диаспоры в РФ, трудовая миграция не так значима. Говорить о том, что именно граждане смогли почувствовать выгоду от участия Армении в ЕАЭС, не приходится. Ереван во многом пошел на этот экономический интеграционный проект по причине следования в политическом фарватере Российской Федерации.
- То есть для Армении ЕАЭС – это скорее политический проект, а не экономический?
- Да, экономическая составляющая изначально здесь имела существенно меньшее значение, чем политическая. Для Армении вступление в ЕАЭС было больше вопросом политического выбора. При этом следует помнить, что с момента вступления Армении в ЕАЭС определенные политические реалии претерпели изменения, в том числе и касающиеся внешнеполитического вектора Еревана. Последняя активность властей республики в вопросе интеграции с Евросоюзом и военные учения со странами НАТО, конечно, сильно подрывают политические перспективы евразийской интеграции страны. Думаю, в близкой перспективе нас может ожидать некоторая перезагрузка Армении как одного из активных членов ЕАЭС, а также страны, двигающейся в пророссийском векторе.
Армения сейчас очень похожа на Украину периода позднего Януковича: часть политиков выступают за европейскую интеграцию, говорят о сближении с ЕС, а пророссийские говорят о развитии связей с ЕАЭС. И вспомните, к чему привели эти метания Киева при Януковиче между Брюсселем и Москвой, когда украинский президент так и не смог занять устойчивую позицию в отношении выбора своей страны, не смог его достаточным образом сбалансировать. Это привело к государственному перевороту и последующей гражданской войне.
- Означает ли это, что Армения способна выйти из ЕАЭС или приостановить членство в союзе?
- Я думаю, что в ближайшее время нет – но этот вопрос действительно может встать на повестку дня, если Армения перейдет от переговорного процесса по интеграции с Евросоюзом к конкретным шагам, связанным с различными налоговыми и другими экономическими форматами объединения. И на старте Евросоюз сможет предоставить Еревану серьезные преференции, для того, чтобы втянуть его в западноевропейский проект. В данном случае для РФ, которая находится с ЕС в состоянии де-факто санкционной войны, не будет должного формата совместных интеграционных процессов, так как поведение Армении вступит в противоречие с российско-европейской санкционной политикой. Также нужно отметить, что возможные изменения по части выхода Армении из ЕАЭС произойдут, скорее всего, не в результате напряжения в российско-армянских отношениях, а в результате серьезного внешнего давления – возможной военной эскалации в Закавказье либо критического ультиматума со стороны США. Полагаю, это перспектива не ранее 2-3 лет.