Одна из самых обаятельных актрис советского кино и театра, несравненная пани Катарина, любимая актриса Леонида Гайдая родилась в Москве, но, как оказалось, еще одним городом, где Наталья Селезнева чувствует себя как дома давно стал Баку.
- Наталья Игоревна, давайте начнем с вопроса об Азербайджане. Что вас связывает с этой страной?
- Так странно родной Азербайджан называть ”этой страной”. Это часть моей жизни, гастроли Театра сатиры. Туда я еду к себе на Родину, там чувствуешь себя как дома. Что меня связывает с Азербайджаном? Любовь - чувство, на котором все держится; уважение к семье Алиевых, люди, с которыми я работаю, работала и, надеюсь, дальше буду работать.
Меня связывает верная, глубокая дружба с директором театра Сатиры Мамедом Гусейновичем Агаевым. (Наталья Селезнева окончила ВТУ им. Б.В.Щукина и с 1966 года служит в театре Сатиры, - прим. ред.). Мамед окончил театральный институт, пришел к нам стажироваться, потом был главным администратором. Мы всегда дружили, всегда были вместе. Он очень любит театр, вывозил нас на гастроли, причем вывозил, как возит свою семью – заботится о каждом. Когда приезжаешь в Азербайджан, чувствуешь, что тебя там любят и ждут. А Мамед превращает гастроли в праздник.
Я очень люблю историю, и куда бы ни приехала, всегда иду гулять, смотреть. В Баку очень чувствуется национальный колорит - запах совершенно необыкновенных рыночных пряностей. Что бы ты ни готовил дома, купив азербайджанские пряности, так не получится. Там умеют подать еду, накрыть стол, и пытаться повторить это невозможно.
Когда гуляешь по Баку, видишь маленькие улочки, поднимающиеся вверх, вымощенные старым камнем, утоптанные землей, покосившиеся дома, тяжелые деревянные старые двери с кольцами вместо ручек. Выходит пожилая женщина с корзинкой в черном платке, в длинной черной юбке, идет, медленно поднимается в эту гору, с кем-то по дороге поздоровается, остановится. И на фоне строго города, древней страны ты видишь суперсовременную молодежь, бесподобно красивых девушек, стройных, накаченных парней. Смотришь на это и думаешь, как вписаться в сегодняшний день, и стоит ли вообще с полной отдачей это делать?
Я, например, не стремлюсь соответствовать своему сыну, внуку, друзьям внука. Это другое поколение, я отношусь к ним с уважением. Мне очень не нравится, когда люди говорят: ”Когда мы были молодыми, мы были другими…”. Мы были другие, мои родители были совсем другие, потому что они прошли войну, молодыми уйдя на фронт, и друзья их были другими, потому что тоже прошли войну и очень многие не вернулись. И воспитание мы получили другое. Дети моего поколения росли в исключительном уважении к старшим. Мои школьные учителя практически все прошли войну. Директор моей школы 1 сентября надевал ордена, и моя первая учительница тоже надевала на свой серый пиджак все ордена, и учитель физики ходил с палочкой, потому что он потерял ногу на войне. Это мое время. Я его прожила, и оно осталось со мной. Я стараюсь жить своей жизнью.
- Когда вы были на гастролях в Баку?
- Довольно давно. Работали в Драматическом театре. Играли там сборные концерты.
- Как бакинские зрители воспринимают театр Сатиры? И вообще воспринимают, так скажем, театральный продукт?
- С бакинским зрителем у нас полное понимание и любовь. Они нас очень любят, мы платим им тем же. Юмор один и тот же, природа юмора одинаковая. Если директор объявит, что будут гастроли в ближайшее время, все будут просто счастливы ехать в Баку. Хочется еще раз увидеть, как преображается, меняется на твоих глазах город. Вечером он освещен разноцветными огнями. Современная архитектура, мосты – всё это очень продуманное, красивое. Создается впечатление, что нет ни одного человека, который не принимал бы участия в строительстве города. В Баку огромное количество настоящих художников, мастеров своего дела. Думаю, этот город – один из самых красивых в мире.
- Вы говорили, что с Баку ваc связывает уважение к семье Алиевых. Лично знакомы с кем-то из них?
- Когда мой сын Егор учился в Институте международных отношений в то время, Ильхам Гейдарович там заведовал кафедрой, читал лекции, преподавал. Егор был одним из его любимых учеников, ведь он еще и этнограф, обожает совершенно Азербайджан, знает его досконально, как будто он там родился и вырос. Как-то Егор ездил на юбилей Юлия Соломоновича Гусмана, который он захотел отпраздновать его на своей Родине в Баку. Егору на празднике дали слово. Он говорил об Азербайджане, о Баку. После чего его подозвал к себе Алиев и сказал: ”Это Егор - моя гордость, мой ученик”. На что Егор ответил: ”Я счастлив, что вы называете меня своим учеником, потому что вы действительно мой учитель”. Это по линии сына.
А если говорить обо мне… Раньше в Москве был очень интересный клуб ”Монолит”. Бэлла Ахмадулина читала там стихи, Слава Зайцев - лекции о моде. Наина Иосифовна Ельцина привозила потрясающие пироги. Мы садились за большой стол. Обстановка была домашняя. Атмосфера была теплая. Как-то я увидела там молодую женщину – такую красивую, что описать невозможно. Я просто стояла и любовалась ею. Она была в черном костюме, длинные волосы, очень красивые бусы. Это была Мехрибан. Я любовалась на ее бусы, поскольку тогда купить было ничего невозможно, а таки вещи - важная профессиональная атрибутика актрисы. Мехрибан поздоровалась и спросила: ″Вам нравятся бусы?" Я говорю: ”Конечно, нравятся - их же можно надевать абсолютно ко всему”. Проходит 15-20 минут, она ко мне подходит, высыпает мне в руку что-то блестящее и тяжелое со словами: ”Это вам, от меня”. А я смотрю - у нее уже на груди бус уже нет - и говорю: ”Я их не возьму, мне стыдно, мне неудобно. Я выпросила их у вас”. Она отвечает: ”Нет. Они вам понравились, они вам нужнее, они ваши”.
Прошло много времени, я довольно часто их надеваю, и каждый раз вспоминаю Мехрибан, то место, тот тихий разговор. Это было с ее стороны очень красиво, великодушно. Теперь эти бусы приносят мне удачу. Это память сердца, она вечная.
Продолжение следует