В начале этой недели президент России побывал в Армении, где в очередной раз поддержал ее намерение вступить в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. По мнению Владимира Путина, "о перспективности интеграционного сотрудничества говорит растущая взаимодополняемость наших экономик". Россия – ведущий внешнеторговый партнер Армении: доля в торговом балансе – 23,5%. В прошлом году товарооборот увеличился более чем на 20% и составил 1,2 млрд долларов. Объем российских капиталовложений превысил 3 млрд дол. – более 40% всех иностранных инвестиций в армянскую экономику. В газовой, транспортной, телекоммуникационной, финансовой сферах Армении работает около 1300 российских компаний – более 25% всех совместных предприятий с иностранным капиталом.
Однако для экспертов эти цифры не являются достаточным основанием для интеграции.
Свою точку зрения на евразийскую интеграцию Армении в интервью "Вестнику Кавказа" высказал руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, кавказовед Максим Шевченко.
- Как вы оцениваете итоги визита Путина в Армению и перспективы вступления ее вступления в Таможенный союз?
- Честно говоря, общий итог – это политическая констатация, потому что никакого экономического прибытка от вступления Армении в Таможенный союз, естественно, не будет. Это полностью дотационное государство, находящееся в списке, по-моему, самых катастрофичных экономик - то ли на втором месте с конца, то ли на четвертом. Поэтому понятно, что Армения будет полностью на содержании РФ, Казахстана, других успешных стран ТС.
Но ничего страшного, Германия тоже содержит Грецию в Европейском союзе. По крайней мере, это позволит переключить армянскую политику, армянское государство от американских дотаций.
Сегодня в Армении большая часть населения живет просто на гранты, которые армянская диаспора присылает из США или Франции. Поэтому я думаю, что борьба за Армению - это тоже важная борьба.
- Поможет ли, по-вашему, евразийская интеграция Еревана в решении проблемы Нагорного Карабаха?
- Думаю, что присоединение Армении поможет продвинуться в конструктивном решении карабахского вопроса, которое я, безусловно, вижу только на основе возвращения всех беженцев в Нагорный Карабах, в Азербайджан. Напомню, что с территории Армении бежало, как минимум, 400 тысяч азербайджанцев. Необходимо возвращение в Нагорный Карабах азербайджанцев и проведение после этого референдума, может быть, о независимости Нагорного Карабаха, но в котором примут участие, по крайней мере, два народа. Там, правда, есть еще русские - три народа будут составлять его основу.
Тогда возможно будет своего рода формирование кавказской "Швейцарии". Когда Франция и Германия воевали между собой, на территории Швейцарии франкоговорящие швейцарцы, немецкоговорящие швейцарцы, италоговорящие швейцарцы сформировали механизмы демократического управления. Структура Нагорного Карабаха похожа, это такая кантонная структура - там были регионы, где доминировали азербайджанцы, были регионы, где доминировали армяне. Без возвращения всех людей, которые хотели бы туда вернуться, мне кажется, не может идти речь о каком-либо признании Нагорного Карабаха и обсуждении этого вопроса, а затягивание этого вопроса, конечно, повышает риск военного конфликта, безусловно.