Отношение населения Армении к России, как показывают исследования "Кавказский барометр" организации Caucasus Research Resource Centers, ухудшается: если в 2013 году Россию называли наиболее дружественной Армении страной 84%, то в 2015 году таких было уже 74%, а в прошлом году – всего 64%, с одновременным ростом позитивных оценок стран Запада. О том, почему так происходит и какое влияние на положение граждан Армении оказывает неурегулированный нагорно-карабахский конфликт, "Вестник Кавказа" побеседовал с членом Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, членом Изборского клуба Максимом Шевченко.
- Максим Леонардович, по вашей оценке, с чем может быть связано стабильное падение поддержки России среди армянского населения?
- Дело в том, что в России живет в 2-3 раза больше армян, чем в самой Армении, в связи с чем у республики есть такое ощущение, что Россия должна постоянно "облизывать" Армению как государство и заискивать перед ней. Россия, конечно, так поступать не собирается, у нее свое понимание стратегии и перспектив развития Кавказа. Стоит отметить, что российские армяне –прекрасные граждане страны, которые служат в армии, отстаивают российские интересы, при этом, естественно, любят Армению. Сам по себе армянский вопрос – вопрос не линейных, а сложных и непрямых отношений, и я уверен, что Россия должна прекратить постоянно публично утверждать, что на Кавказе у нее есть только один союзник – Армения. Хорошо бы помириться с Грузией, православной страной. Улучшение отношений с ней – очень важная перспектива для нас. Азербайджан – совсем не чужая нам страна. Хорошо, что пропаганда, которая шла в 1990-е годы об Армении и группе осетин как о единственных союзниках России на Кавказе, а обо всех остальных как о противниках, уходит в прошлое. Российская политика в последние годы становится все более рациональной, а это, естественно, не нравится некоторым силам в Ереване.
- Какое место в недовольстве Россией занимает сложная экономическая ситуация в Армении и низкий уровень жизни граждан, которые Ереван не смог выправить за годы интеграции в российские проекты?
- Армения очень сильно зависит от миллионов армян, живущих в России, и жителям республики стоило бы обратиться с претензиями к ним, а не к российскому государству. О плохой экономической ситуацию в Армении стоит спросить Ару Абрамяна и других российских миллиардеров, которые живут в Москве и заботятся об Армении, ведь именно они, уважаемые и достойные люди, являются лоббистами армянской политики. Что касается российского государства, то оно, напомню, держит в Армении военную базу, поставляет в страну энергоресурсы, поддерживает Армянскую АЭС – при этом республика, в основном, живет за счет Ирана и турецкого транзита через Грузию. Кроме того, финансово Армения зависима в большей степени от Запада, а не от России, к примеру, армянская диаспора в США выплачивает гранты армянам, живущим в Карабахе. Так что обвинять армянским гражданам нужно не Москву. Да, Армения, как говорится, подвешена на российскую экономику, но Москва, как мне кажется, проявляет достаточно сбалансированный подход.
- Как в Армении сочетаются тюркофобские настроения, вызванные, в том числе, нагорно-карабахским конфликтом и блокадой турецкой границы, с импортом товаров из Турции?
- Какие бы тюркофобские настроения ни были в Армении, импорт из Турции в разы больше, чем поток товаров из России. Пусть формально армяно-турецкая граница блокирована, из Турции идет непрерывный поток товаров через грузинскую Джавахетию. Это одно из неверных представлений о том, что Армения и армяне больше зависят от России. Киликийские армяне в Турции попросту процветают, катаются, как сыр в масле, и никакой беды не знают. Измир, например, преимущественно армянский город. Турецкие армяне гораздо богаче и, возможно, намного больше имеют влияния на Армению, чем российские армяне.
- Как вы оцениваете влияние неурегулированности нагорно-карабахского конфликта на социально-экономическую ситуацию в Армении?
- С помощью нагорно-карабахского конфликта Ереван может выкачивать деньги из западных спонсоров, из западных армянских диаспор и обеспечивать себе политическую и экономическую поддержку, как бы отстаивая Карабах как форпост армянского дела. При этом разрыв армяно-азербайджанских отношений, прекращение транзита энергоресурсов и исчезновение армян из прикаспийской зоны – трагедия армянского народа. Армяне тысячелетиями жили в Баку, в Сумгаите, в других азербайджанских городах, процветающих и богатых. Они осуществляли очень важную торговую функцию на территории бывшей иранской империи, имели там полные права. Впервые за тысячелетия армяне потеряли эту прикаспийскую территорию в ходе нагорно-карабахского конфликта. Лучше им от этого точно не стало.
- Сможет ли Армения исправить социально-экономическую ситуацию в стране без урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
- Таких вариантов нет. В ситуации продолжающейся войны с Азербайджаном и блокады границ перспективы отсутствуют. Выход только один – вывод армянских войск из оккупированных азербайджанских районов, восстановление нормальных экономических отношений с Азербайджаном, взаимное возвращение беженцев и прямое обсуждение статуса Нагорного Карабаха. После возвращения беженцев, размораживания армяно-турецкой границы и восстановления нормальных, древних торговых путей, которые всегда шли через Кавказ, Армения сможет исправить свою внутреннюю ситуацию. В ситуации продолжения конфликта страна так и будет жить дальше на грантах и подарках различных миллиардеров, которые будут оказывать ей гуманитарную помощь, разыгрывая армянскую карту в своих интересах.
- Как, в таком случае, стоит действовать России?
- Россия действует очень правильно с позиции платформы Дмитрия Медведева, которая была подписана Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым, другие подходы были бы неверными. Дело в том, что Азербайджан – надежный и хороший партнер России, с которым у нас в Дагестане огромная граница, через нее идет мощный двусторонний товарооборот и иранский транзит. Мы развиваем прикаспийское сотрудничество, в котором Армения не участвует, а Азербайджан является в нем ключевой стороной, он дает выход на огромное Иранское нагорье. И чем больше Армения упорствует, тем больше она теряет свое геополитическое значение для России. Если Россия договорится с Грузией и Азербайджаном, что очень вероятно, что тогда будет делать Армения? Это даже спрогнозировать невозможно. Но Ереван не может не упорствовать в своем нежелании урегулировать конфликт, ведь так он потеряет гранты, которые в изобилии идут из Америки и Франции от армянской диаспоры.