Гость программы «Трибуна» Лилия Гумерова, сенатор от Башкортостана, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре.
- Недавно Башкортостан праздновал День республики, а летом в Уфе проходили саммиты БРИКС и ШОС, ставшие большим событием и для Уфы, и для Башкортостана, и для России. Как сегодня развивается ваш регион?
- Сегодня в Башкортостане 4,1 миллиона жителей, более 120 народов, национальностей. Это пример межнационального, межконфессионального согласия, пример реализации крупных инвестиционных проектов, особенно в последние 5 лет. У республики мощный промышленный и огромный культурный потенциал.
25 лет назад республика Башкортостан приняла декларацию о государственном суверенитете, и саммиты, которые вы назвали, еще раз сплотили многонациональный народ республики, послужили точкой отсчета в преддверии юбилейных мероприятий, мощным зарядом. Саммиты прошли они на высоком политическом и организационном уровне. Все делегации говорили нам спасибо, а руководитель делегации Китая даже сказал, что они открыли для себя "золотую жилу" дружбы, вложения инвестиций, реализации проектов.
Когда три года назад Уфа только рассматривалась как площадка для проведения столь серьезных форумов, мы очень переживали. Это огромная честь, огромная ответственность. Высказывались и сомнения по поводу того, сможет ли Уфа выдержать столь серьезное испытание.
- Я припоминаю Уфу несколько лет назад - старый аэропорт, гостиничный фонд…
- Эти проблемы послужили отправной точкой для решения этих вопросов и реализации. Сейчас у нас современнейший аэропорт, причем в номинации «Лучшие воздушные ворота России» он занимает второе место. Здесь новейший международный терминал, широкая взлетная полоса. Все это новые возможности для развития субъекта в целом.
Что касается гостиничного комплекса, то за счет средств инвесторов было построено семь новых гостиниц самого современного уровня. Это цепочки мировых отелей.
Республика сама вложила более двух миллиардов в реконструкцию учреждений культуры. Это Театр оперы и балета; совершенно по-новому, в буквальном смысле этого слова, зазвучал концертный зал «Башкортостан», который был переименован, и акустика, и лучшие специалисты работали в этой области; фондохранилище Музея им. Нестерова. Мы также получили современную площадку – Конгресс-холл - для проведения международных мероприятий, соответствующую всем требованиям по техническому оснащению. Построены километры дорог, парки, скверы. Все это никуда не ушло после саммитов в июле 2015 года.
- Владивосток преобразился после проведенного там саммита АТЭС и последующих саммитов, которые работали уже на этой площадке.
- Да, и люди как-то объединились в едином порыве. Они в хорошем, праздничном настроении встречали день рождения республики. Я тоже была на праздничных мероприятиях - и спортивного плана, и культурного плана, и с хорошими производственными показателями.
- Давайте обсудим еще одно большое международное мероприятие - Евразийский женский форум в Петербурге. Более 80 стран прислали своих представителей на этот форум, включая и США, и большинство европейских государств. Ваша площадка была посвящена благотворительности и гуманитарному сотрудничеству. Какие вы видите основные проблемы современных женщин?
- Наша площадка отличалась тем, что мы объединялись вокруг проектов, и она была уникальна и по составу участниц. Более 140 участниц приняло участие в первый день. К сожалению, время форума ограничено, и лишь 40 участниц успели выступить. Приехали женщины из разных стран мира, они рассказали о своих благотворительных проектах, о той гуманитарной миссии, которую они ведут и на межгосударственном уровне и в своих странах. Они подчеркнули необходимость того, что нам нужно объединиться, что нужен единый информационный портал, где мы бы видели проекты. Должен быть обмен практиками взаимопомощи. На форуме и конкретно на этой площадке царила атмосфера добра, понимания, неравнодушия.
Были презентованы очень интересные проекты. Мы представили проект защиты традиционных семейных ценностей. Его поддержали коллеги, в том числе из Франции, сказав: "Мы завидуем России. У вас принят целый ряд законов в поддержку традиционных семейных ценностей, и мы хотим просить помощи у России для того, чтобы проецировалась эту ситуацию в другие страны, ведь только традиционная семья сегодня способна спасти мир".
Актуально звучала тема войны и сохранения мира. Представительница Киргизии говорила о том, что десятки, сотни женщин сегодня уходят из семьи в группировки, связанные с радикальным исламским движением. Она просила помощи и в современных методиках, в современных технологиях, чтобы этого не допустить.
Важно ведь просто сопереживать и сочувствовать друг другу, важно, чтобы наш ответ был грамотным, профессиональным. Эти вопросы тоже нашли свое отражение в резолюции нашего круглого стола.
Было много очень интересных благотворительных проектов по поддержке одаренных детей в области спорта и культуры, по поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья.
За плечами женщин, которые приехали на форум, - тысячи спасенных жизней. Благодаря ним радость материнства обрели тысячи женщин. Тысячи детей получили путевку в мир большого спорта, большого искусства.
Мы не ограничились презентацией проектов, а пришли к выработке конкретных решений, и многие из них нашли отражение в резолюции форума.
- Лилия Салаватовна, не могу не спросить вас как первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре, про ваше отношение к единому госэкзамену. Отвечает ли ЕГЭ сегодня поставленным задачам? Требуется ли его реформирование или, может быть, дополнение какое-то?
- Мы много сил положили, чтобы ЕГЭ прозрачным, открытым. Предложения, которые были озвучены нашей республикой, где я работала в социальном блоке правительства, сегодня на 80% услышаны. Я не сторонник отказа от единого государственного экзамена. Я сторонник того, чтобы ЕГЭ был понятным для общества, для ребят, для родителей, и стал инструментом, который объективно отражает знания детей. Здесь работы еще много. Что нам удалось? Во-первых, никакие изменения в плане проведения единого государственного экзамена без согласования и глубокого обсуждения с педагогическим сообществом, с ребятами, с родительским сообществом вноситься не будут. Вы, наверное, помните ту историю, когда вдруг в сентябре было принято решение внести определенные коррективы, но школьники бы просто не успевали тогда переформатироваться. Общественный резонанс был услышан, и эти изменения было решено вводить с определенной отсрочкой.
Кроме того, важно, что по русскому языку мы ушли от части А, "угадайки", когда надо было из нескольких ответов выбрать правильный. Эта тенденция ухода от выбора правильных ответов будет сохраняться. По литературе введено сочинение. Мы вернули устную часть по иностранному языку. Не поняв, как ребенок владеет языком, не услышав навыки его устной речи, невозможно объективно оценить его знания.
Важно, что есть базовый и профильный уровень по математике. Ведь если ребенок мечтает стать композитором, то нужно ли сегодня столько времени отдавать глубокому изучению? Определенная специализация должна быть. Поэтому должен быть базовый и профильный уровень, для тех ребят, которые свяжут дальше свою жизнь с углубленным изучением точных наук.
- Как вы считаете, отражает ли ЕГЭ в том тестовом режиме, в котором он сдается, знания по истории? Как вы относитесь к инициативе создания единого учебника по истории?
- Я сторонник единого учебника по истории, единой концепции учебника по истории. Я сама в прошлом педагог и работала в школе. И мне непонятны рассуждения педагогического сообщества о том, что единый учебник, он каким-то образом сковывает творческие способности. Я в корне с этим не согласна, ведь единый учебник прописывает основной концепт, даты, их трактовку, что очень важно. В творчестве учителя никто не ограничивает. Ты можешь изобрести тесты, нестандартные подходы, сходить в кино, провести обсуждение. Безусловно, единый учебник истории необходим.
Мы стали стесняться связывать историю, обществознание с воспитанием патриотизма, а история - это не только набор фактов. Пушкин называл историю предметом, который и должен воспитывать патриотов. Он говорил, что в младшем школьном возрасте мы должны насытить учеников правдой из жизни, фактами, событиями, а уже в более старшем возрасте давать трактовку. Ничего зазорного в этом нет, должны быть единые подходы, и мы должны научить наших детей любить свою историю, знать ее, особенно когда есть попытки фальсификации исторических фактов. Любой ученик должен дать ответ, будучи вооруженным правдой, которую ему грамотно, правильно и очень толково объяснили в школе.
- Как вы относитесь к проблеме распределения после учебы. Многие вузы говорят о том, что необходимо заниматься распределением, что государство вложило в специалиста такую определенную сумму денег и первые несколько лет этот специалист должен вернуть свой долг государству своей работой непосредственно по профессии. Имеет ли смысл возвращаться к таким советским традициям, как распределение?
- Вы знаете, сегодня, буквально в первой половине дня было заседание комитета, и обсуждалась инициатива наших коллег из Госдумы о том, чтобы законодательно закрепить некие обязательства по целевому приему. Здесь мы должны понимать, что, с одной стороны, труд у нас свободный, и это по Конституции закреплено, и, может быть, вот так очень сверху, путем давления, заставить человека отработать не есть хорошо на современном этапе. Но я бы здесь акцентировала внимание больше на целевой подготовке и увеличивала процент целевого приема на бюджетные места. То есть, человек вправе учиться там, где он захочет, работать там, где он себя видит, но если мы говорим о целевой подготовке специалистов, особенно это медицинский блок и блок подготовки педагогов, то есть, наши медицинские вузы и вузы, которые занимаются подготовкой педагогических кадров. Вот здесь я полностью согласна. Но это целевое направление должно быть дано не слабому ребенку, которому мы даем, пусть даже вот из сельской местности, чтобы он поступил, целевой прием и направление должно быть гарантией поступления для талантливого ребенка. То есть, он учился в медицинском классе, он побеждал на олимпиадах, и вот с этой точки зрения было бы логично, чтобы вот уже в договоре, который подписывается тремя сторонами, были обговорены все условия. Но безусловно, жизнь, она шире, могут быть все обстоятельства, которые не зависят, которые изменились, форс-мажор, конечно, это жизнь, и договор это должен учитывать. Поэтому я бы здесь пошла по пути усиления процента целевого приема, чтобы мы понимаем, что вот эти отрасли экономики нуждаются в поддержке, чтобы мы давали целевое направление ребятам, которые имеют склонность и желание, но они в то же время имели обязанность, обучившись за бюджетные деньги, отработать определенное количество лет. Это правильно. Но поголовная отработка, наверное, все-таки себя уже изжила. И определенный процент должен быть, так скажем, на свободном рынке.
- Лилия Салаватовна, бывали ли вы на Кавказе?
- К сожалению, не могу похвастаться тем, что я большой знаток Кавказа. Я еще в начале большого пути. Кавказ для меня это красота, особая философия и особая культура с точки зрения сохранения традиций, ценностей. Сегодня в структуре правительства есть министерство, которое аккумулирует компетенции, помогающие республикам Северного Кавказа продвигать свои проекты. Думаю, что это правильно.
Что касается Южного Кавказа, то я имею счастье быть в группе дружбы между парламентами Азербайджана и Российской Федерации. Год назад в составе парламентской делегации я побывала в Баку, о котором у меня остались самые яркие впечатления. Порадовало, что в Азербайджане живет русский язык. Порадовала инфраструктура, многое было сделано нашими коллегами и в плане законодательства, и в плане развития экономики. Мы были на вечере, посвященном юбилею со дня рождения Лермонтова. Я увидела и знание русского языка, бережное отношение к нему. Была сделана попытка грамотная попытка подать произведения Лермонтова в переводе, что увеличивало число его поклонников, знатоков и ценителей.
Много инициатив исходит от Комитета по образованию, молодежной политике [азербайджанского парламента] о совместных мероприятиях, по целевой подготовке студентов. Есть квоты, ребята приезжают, учатся. Мне очень импонирует также позиция наших азербайджанских коллег-законодателей в плане миграционного законодательства. Если раньше студент [обучающийся в России] или вуз не успели подать заявление в миграционную службу, то начинались проблемы – студентов чуть ли ни лишали права въезда в страну. Сейчас мы обязали вузы подавать эту информацию.
Словом, у меня о Кавказе в целом очень добрые впечатления, в том числе о республиках, с которыми мы когда-то мы были единой страной. Хорошо, что сейчас это поле не нарушено, эти связи и сохранены или восстанавливаются, набирают новые обороты.
- В Баку проходили съемки культового советского фильма "Бриллиантовая рука", где героиня Нонны Мордюковой говорит: "Стамбул – город контрастов". Какое у вас сложилось впечатление о Баку, можно ли назвать его городом контрастов?
- Я бы назвала Баку городом удивительной гармонии, сочетания современности и сохранения традиций. Меня удивили небоскребы, современные гостиничные комплексы, инфраструктура, но, конечно, поразил и Старый город. Мы имели счастье там побывать, пройтись по улочкам, увидеть то самое место, где прозвучало "черт побери!". Это были незабываемые впечатления. В Старом городе удивительная атмосфера сохранения традиций, особого кавказского колорита. Любая лавочка и сами продавцы сувенирчиков пронизаны этим духом.
- В рамках нашей программы "Трибуна" есть обязательная рубрика "От Камчатского края до Калининградской области", в которой мы спрашиваем гостей о том регионе, который они представляют, в частности, в верхней палате российского парламента. Стоит ли приехать в гости в Башкортостан и почему?
- Обязательно нужно приехать в Башкортостан, познакомиться с чудесами света. Мы проводили конкурс "Семь чудесь Башкортостана" – это и самая высокая монументальная скульптура лошади, памятник Салавату Юлаеву, сейчас у нас появился фонтан "Семь девушек", связанный с нашей древней легендой; это уникальнейшие здравницы, кстати, в одной из них, в санатории Красноусольский, проходят реабилитацию наши космонавты. Один из санаториев по своей воде, по ее химическому составу ничуть не уступает знаменитому курорту Баден-Баден.
Башкортостан это уникальная возможность посмотреть гармонию религий, конфессий, дружбы народов, накопленную веками. У нас очень красивые мечети, церкви. У нас сейчас проходят фестивали, которые получили поддержку и уже на всероссийском уровне, и на международном уровне. Это и международный фестиваль национальных культур "Бердэмлек", и наша знаменитая Симфоническая ночь, которая собирает тысячи и тысячи жителей Уфы и гостей республики.
Сама Уфа это огромный промышленный потенциал, это нефть. Год назад практически небывалое случилось в истории – контрольный пакет акций "Башнефти" был возвращен государству, и сейчас это огромная поддержка для бюджета республики.
Башкортостан это хоккей, уникальная команда "Салават Юлаев", это футбол, который тоже сейчас набирает обороты, это уникальная башкирская кухня…
- Я не могу забыть копченую утку…
- Это казы [конская колбаса], и гуси, и кумыс, много чего еще. Поэтому я с удовольствием приглашаю всех в Башкортостан. Кстати, в 2013 году состоялась презентация Республики Башкортостан в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО, и все дипмиссии стоя аплодировали и выставке, которая представляла промышленный и культурный потенциал, и народное творчество, и профессиональное искусство, а также уникальному концерту -1200 зрителей было в зале.
Сейчас Башкортостан уже попал в предварительный список со своей уникальной пещерой с наскальной живописью Шульган-Таш (Пещера известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита, - прим. "ВК"). Поэтому я с удовольствием всех приглашаю. Вы ни на минуту не пожалеете, каждому есть где отдохнуть и есть чему поучиться в Уфе и Башкортостане.