Вестник Кавказа

Лиана Джервалидзе: "Грузия очень ждет запуска "Южного газового коридора""

"Вестник Кавказа" побеседовал аналитиком Грузинской нефтегазовой корпорации, одним из ведущих грузинских экспертов в энергетической сфере Лианой Джервалидзе о значимости для Грузии грядущего запуска "Южного газового коридора" и переменах, которые привнес в жизнь республики переход на денежную оплату транзита российского газа.

- В первую очередь, какие выгоды получит Грузия от введения в эксплуатацию трубопроводной системы "Южного газового коридора"?

- По контракту Consortium One мы получаем 5% газа, который транспортируется из Азербайджана через нашу газопроводную систему, а это означает, что когда по "Южному газовому коридору" в Европу и Турцию начнутся поставки 16 млрд кубометров газа ежегодно, мы будем получать от транзита этих объемов по 800 млн кубометров. Это значительно сбалансирует грузинский газовый рынок внутри страны. Дело в том, что в настоящее время у нас зимой бывает нехватка топлива, а благодаря азербайджанскому газу мы сможем ее восполнить, что, безусловно, будет зависеть от того, когда именно "Южный газовый коридор" будет введен в эксплуатацию. В дальнейшем, когда проект будет расширен до 30 млрд кубометров газа ежегодно, мы будем получать за транзит по 1,5 млрд кубометров.

- Какие ожидания в связи с этим у грузинского руководства от запуска "Южного газового коридора"?

- Грузия действительно очень ждет, когда "Южный газовый коридор" заработает, и ратует за то, чтобы добыча газа в Азербайджане расширялась, а также подключались другие поставщики газа, например, Туркменистан. Это позволит увеличить нашу значимость. Как известно, Туркменистан продает свой газ на границе, и если у него покупать по 5-10 млрд кубометров в год, этим газом можно будет занять свою долю на европейском рынке.

- Почему Грузия перешла на денежную оплату транзита российского газа?

- Нас вынудили. Поскольку Грузия стала ассоциированным членом Евросоюза, мы подписали, помимо всего прочего, и Европейскую энергетическую хартию, согласно которой мы не можем требовать за транзит 10% того газа, что поставляет в Армению "Газпром". В соответствии с этим документом, мы можем только получать за транзит деньги и на эти деньги покупать столько газа, сколько получится. Понятно, что теперь наши возможности зависят от цен на газ: сегодня он дешевый и мы можем приобрести больше газа, но если в будущем тысяча кубометров будет стоить $300-400, мы не сможем на деньги от российского транзита купить почти ничего. Естественно, нам это было изначально невыгодно, мы боролись, но в итоге не смогли игнорировать наши международные обязательства.

- Как это связано с тем, что Грузия до конца года отказалась от закупок российского газа?

- Мы использовали те 100 млн кубометров, которые получили в качестве 10-процентной платы за первый 1 млрд российского транзита, а за второй 1 млрд транзита мы будем получать от "Газпрома" уже деньги. В данный момент нам не выгодно на эти средства покупать газ в России, поэтому мы рассчитываем на дополнительные поставки из Азербайджана. Если SOCAR сможет восполнить те 100 млн кубометров, которые мы должны были получить со второй половины российского транзита, когда нам понадобится, мы будем очень рады. Но если не сможет, то до первых поставок по "Южному газовому коридору", которые начнутся через год-два мы, лучше будем закупать меньше газа в целом, поскольку портить отношения с Азербайджаном нам еще менее выгодно.

24530 просмотров