Бывают люди поразительной судьбы. Сразу не скажешь — трагической или, в конечном счете, счастливейшей. Лев Николаевич Гумилев — человек такой пронзительной судьбы. Его отец — известный поэт Николай Гумилев был расстрелян чекистами якобы как участник контрреволюционного заговора. Мать — Анна Андреевна Ахматова… Сам Лев Гумилев прошел сквозь все жернова ГУЛАГа, но выжил. Стал историком мировой величины.
У Гумилева-историка две вершины. Первая — это знаменитая книга "Древние тюрки", которую он начал писать еще в 1935 году. И продолжал работать над нею в лагерях — в уме, главу за главой, оттачивая стиль этой очень умной книги. Ей Гумилев отдал тридцать лет жизни. Тюркология не знает и, видимо, еще очень долго не будет знать подобного фундаментального труда. Удивительно, что язык этой тяжеленной монографии такой ясный, поэтичный, что завидовали поэты. Вот хотя бы названия отдельных глав: "Потомки волчицы", "За кулисами", "Клин вбит", "Унижение ханов", "Сердце державы", "Сила милосердия", "Десять стрел", "Умиротворение"… Вторая вершина, и тоже мирового масштаба — "Этногенез и биосфера Земли". Взрывную ее мощь можно, наверное, сопоставить лишь с "теорией относительности" Альберта Эйнштейна.
Однако история — не физика. Историки не сразу приняли книгу. Гумилева травили известнейшие отечественные академики и профессора. И до Якутии докатывались валы травли. Докатывались, но глохли, ибо якутские этнографы были воспитаны ленинградцами, и очень тесно связаны с ними. А ленинградцы стойко, хоть и молча, защищали Гумилева.
Август Муран (Иван Ефимов) — студент Ленинградского университета. Беседа Мурана с Гумилевым неожиданна своей полной откровенностью и многим покажется непривычной. Но это честная беседа. Лев Гумилев всегда говорил правду, никогда не подлаживался под конъюнктуру. Сейчас вполне возможной стала публикация ее без каких-либо купюр. Другое дело — согласятся ли читатели с его беспощадными оценками и выводами. Но плюрализм — это разность мнений. Так давайте же учиться слушать нечто другое, не укладывающееся в наши затвердевшие от времени представления.
"Вестник Кавказа" публикует первую часть интервью, опубликованного в газете "Молодежь Якутии" 30 марта 1989 года.
- Лев Николаевич, в Якутии хорошо, известны ваши книги "Древние тюрки", "Хунну", "Открытие Хазарии", "Этногенез и биосфера Земли". В №№ 3, 4 "Невы" за 1988 год я прочитал вашу статью "Апокрифический диалог" — о татаро-монгольском нашествии.
- А было ли нашествие? Отряд в 30 тысяч всадников прошел через Рязань и ушел.
- А как могли 30 тысяч воинов покорить Русь?
- Не могли. На Руси было полмиллиона ополченцев, и 100 тысяч профессиональных воинов. Это данные Каргалова (Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь. — М.: Просвещение, 1966). Я считаю, что русские княжества вошли в Золотую Орду добровольно. А почему — я уже писал.
- А как же Евпатнй Коловрат? Его борьба с монголо-татарами? Исторический летописный плач по Рязанской земле?
- Рязань была связана с половцами договором, направленным против монголов. И ее постигла участь разгромленных половцев. И разве не примечательно, что всего 2700 воинов Коловрата остановили все войско Батыя?
- А как же разорение Киева? Летописи свидетельствуют о том, что Киев обложило такое огромное войско, что ничего не было слышно от рева верблюдов.
- Киев разоряли четыре раза. Первый раз его разорил Андрей Боголюбский в 1165 году. Второй раз в январе 1203 года он был разрушен князем Рюриком Ростиславовичем Смоленским. По диспозиции, составленной для него Игорем Святославовичем, князем Черниговским. Тем самым, героем "Слова о полку Игореве". Третий раз — в 1235 году князем Изяславом Черниговским. Когда же пришел Батый, Киев уже был в руинах после трех нашествий. А князь Михаил бежал в Польшу, оставив, за себя воеводу.
- Как вы относитесь к книге Олжаса Сулейменова "Аз и Я" и как оцениваете ее научную значимость?
- Я был другом его отца, Омара Сулейменова, который открыл Джезказганское месторождение меди. Мы с ним лежали на одних нарах в лагере в Норильске. Омар был моим большим другом. Поэтому я отказался писать разгромную рецензию на книгу Олжаса Сулейменова, хотя лично я считаю, что научная ценность "Аз и Я" невелика. Скажите, могли бы вы убить сына своего друга?
- Нет. Я вообще не смог бы убить никого.
- Я — тоже тюрк и по тюркским обычаям тоже не могу. Но, бывают случаи, когда врагов надо убивать. (А, Олжас, к тому же, отказывается от отца!). О.Сулейменов пишет, что мамелюки — это кыпчаки. В четырнадцатом веке черкесы вытеснили кыпчаков. Поэтому я считаю, что мамелюки не были кыпчаками.
- То, что мамелюки это кыпчаки, определили по последнему изображению кыпчакской тамги на перстнях, когда раскопали французские наполеоновские могилы около Москвы. Это по книге О.Сулейменова.
- Остатки кыпчаков имеются в среде современных русского и украинского народов. Так, украинские фамилии на -"ико" (Дыбенко, Крыленко, Горенко) имеют тюркский суффикс.
- По мнению якутских ученых, часть кыпчаков, предки современных якутов. Их древнее самоназвание "кангли" перешло к якутам-кангалассам. Академик Окладников считал, что их культура — инородное тело в среде якутского народа. Часть кыпчаков ушла на восток, и в районе Ангары смешалась с курыканами (предками якутов).
- Канглы — это не половцы, а печенеги! Вполне может быть, что часть печенегов смешалась с курыканами, так как печенеги были воистину героическим доблестным народом, действительно исчезнувшим с рубежей Руси бесследно. А кыпчаки-половцы переместились на Запад и Юг. Печенеги — народ очень древний, кочевавший между Балхашем и Аральским морем. У них было государство Кангюй. Потомки печенегов существуют и сейчас. Они вошли в состав казахов Большого Жуза, а часть — якутов, что вполне исторично. Высшая фаза развития печенегов приходится на I век до нашей эры.
Самым большим несчастьем для них была засуха III века, когда высохла пустыня Бет-Пакдоля (под Карагандой). Вот тогда печенеги ушли на север, в Средний Казахстан и Западную Сибирь.
Впервые народ канглы описали византийцы, назвав "Падзынак". От этого слова, и происходит русское "печенег".
Часть печенегов в X веке переселилась на Запад, где были реки, в низовья Днестра, Днепра, Буга. Оттуда они вытеснили мадьяров. И в 889 году окрепшие печенеги вторглись в Причерноморье. Я считаю, что этногенез якутов произошел в XI веке, а не в XVII веке, как считал академик Окладников. Ксенофонтов, же считает, что в VIII веке. Гавриил Васильевич Ксенофонтов был великим ученым. Его книгу "Уранхай сахалар" я прочитал, в ссылке в Туруханске.
- Это была запрещенная книга.
- Ксенофонтов умер в лагерях. Но в Туруханске в районной библиотеке его книгу не догадались изъять и мне ее выдали. Это был очень большой ученый ренессанского типа.
Каждый этнос связан со своим ландшафтом. Возникая, переживая период младенчества, становления, народ вживается в свой ландшафт, приобретая этнопсихологические черты. Даже при перемене места обитания каждый народ старается выбрать себе для жизни место, похожее на прародину.
- Почему эвенки, эвены, живущие в Якутии, жили и живут, в лесах, а якуты никогда не жили в лесах, а жили на аласах, открытых местах около озер?
- Когда якуты были вытеснены из приангарских степей, они выбрали место, похожее на степь, напоминавшее им прародину.
- В Якутии — стране лесов можно было бы коней привязывать просто к деревьям. Но у якутов, тем не менее, есть специальная коновязь — сэргэ. Это тоже память о жизни в степях?
- Безусловно!
- Когда кончаются курыканы и когда начинаются якуты?
- В IV веке курыканы откочевали из Китая в связи с увлажнением Центральной Азии и они заняли подходящую для них приангарскую равнину.
— Вы были в приангарской степи? Нет? Там воздух напоен ароматом трав.
Курыканы были очень культурным народом. Якуты утратили многое из древней курыканской культуры.
- Утратили?
- Да, все мы только тратим. В XI веке на курыкан напали буряты.
- А были ли тогда буряты? Считают, что буряты появились в результате слияния части курыкан и древних монголов.
- Буряты это древние монголы, в них нет тюркской крови. А курыканы и есть якуты, это совершенно одно и то же. Дело только в этнониме, названии!
- Почему этноним "курыканы" не сохранился? Почему его нет у современных якутов?
- Этот вопрос относится уже к этнолингвистам. Они должны ответить. Я говорю как историк, специалист по тюркам, со всей ответственностью.
- Кстати, об этнониме. Почему существует два самоназвания у якутов уранхай и саха? Чем это можно объяснить?
- По Ксенофонтову, уранхай — это древнее население Лены, а саха (курыканы) — пришельцы.
- Но древнее самоназвание, тувинцев тоже уранхай. Тува до революции называлась Уранхайским краем, а тувинцы — уранхайцами.
- Да, в догуннский период, 2-3 тыс. лет до нашей эры, уранхаи разделились и часть пришла на территорию нынешней Тувы.
- Хунны были предками тюрков?
- Хунны были сами тюрками!
- Лев Николаевич, что вы думаете о будущем тюркской культуры?
- Как это будет, не имею представления. Будущее не является объектом научного знания.
- Но существует наука футурология.
- Я той наукой не занимаюсь. Но могу сказать, что тюрки мощный, потентный народ. Если в будущем они сольются с другими народами, то на каком бы языке они ни говорили, они останутся и в будущем катализаторами исторических процессов.
Продолжение следует