В эти дни в Экспо Центре в Баку проходит 24-я международная выставка и конференция "Нефть и Газ Каспия". Caspian Oil&Gas проводится при поддержке министерства энергетики и государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). "Вестник Кавказа" побеседовал с одним из участников конференции, с основателем и главой SyEnergy Клаудио Стойером и узнал у него о перспективах развития рынка сжиженного газа.
- Какие конкурентные преимущества есть сегодня у СПГ по сравнению с традиционными источниками энергии?
- Давайте рассматривать СПГ как гибкий трубопровод. Во-первых, вы можете по необходимости транспортировать СПГ в любую страну, в которой есть наземный терминал или водный плавучий терминал. За прошедшие 10 лет количество стран, которые стали импортерами СПГ, из-за низкой стоимости и наличия терминалов увеличилось более чем вдвое. Во-вторых, при наличии СПГ-терминала, особенно плавучего вида, можно доставить газ в регионы, где не развита газовая инфраструктура. Потому что в ином случае необходимы многочисленные трубопроводы. То есть, СПГ может ускорить потребление газа в энергопроизводстве или промышленности, потому что нет необходимости строить трубопроводы. Третье преимущество - гибкость. Предположим, вы клиент, и внезапно произошел экономический спад, спрос на газ упал. При наличии контракта на СПГ вы можете договориться с поставщиком СПГ, что у вас есть возможность снижать и повышать объемы, которые вам необходимы. С трубопроводами то же самое. Но если ситуация действительно сложная, вы можете сказать: "Слушайте, мы должны доставить этот газ другому покупателю СПГ". Это в мире СПГ называется переключение. То есть, вместо поставок в вашу страну А газ отправится в страну B. И ваш контракт будет иметь коммерческое, легальное, техническое условие в отношении того, как делить дополнительную прибыль, если газ поставляется на рынок, где больше платят, то есть, вы можете получить прибыль. Или если есть убыток, то есть, газ направляется в страну, где меньше платят, вы или страна, которая должна была у вас купить газ, платит разницу. Но эта разница гораздо меньше, чем в случае 100-процентной стоимости (плати или забирай), которую вам пришлось бы заплатить за трубопровод. То есть, СПГ руководствуется операционной и коммерческой гибкостью, которую не предоставляют трубопроводы.
- В каких странах выгоднее покупать СПГ?
- На этот вопрос сложно ответить, потому что в СПГ есть два ключевых момента. Есть стоимость сжижения, которая больше в стране с более старой инфраструктурой, страна А должна инвестировать в производство СПГ, то есть, это один элемент стоимости. Другой - стоимость отправки СПГ на судне из страны А в страну B. И это уже вопрос расстояния. То есть, если вы покупаете СПГ из очень далекой страны, это будет дорого. Также как если бы вы покупали газ из 3500-километровой трубы, это будет дорого, потому что кто-то должен платить за инфраструктуру. То есть, чтобы ответить на ваш вопрос правильно, необходимо знать, где именно эта страна находится, и провести исследование, то есть, отметить стоимость всех СПГ-проектов, находящихся поблизости, стоимость сжижения и транспортировки, чтобы дать вам ответ и предоставить наилучший контракт или цену из первой, второй и третьей страны. Но опять же, СПГ-рынок еще не такой глобальный, он продается и покупается на конкурентной основе. То есть, страна-поставщик тоже смотрит на рынок с точки зрения конкуренции: где я могу получить лучшую цену или лучшую маржу за мой СПГ. Это динамическая ситуация, но есть возможность заключить хорошую сделку, правда для этого необходимо сделать значительное количество домашней работы и, возможно, получить какое-то сопровождение от людей, которые знают в деталях, как делать эту работу.
-Какая самая низкая стоимость СПГ с доставкой на сегодня?
- Думаю, что лучше всего сказать, кто может быть наиболее конкурентоспособным. Это Катар, например, потому что в этой стране расположено самое крупное месторождение газа в мире и в Катаре дешево производить газ. Также в Катаре много жидких энергоресурсов, я имею в виду конденсат и СПГ, которые играют важную роль в проекте. Итак, я бы сказал, что самая низкая и самая эффективная стоимость в Катаре. Если вы находитесь в очень отдаленной стране, например, в Японии, Катар все еще может быть конкурентоспособным. Но если вы будете покупать СПГ из Индонезии, Аляски или Австралии, то это меньшее расстояние для транспортировки, чем из Катара. Вопрос в том, может ли местный завод по сжижению газа в Австралии, Индонезии и Аляске иметь конкурентную цену по сравнению с Катаром. Поэтому и ответ на ваш вопрос состоит из двух частей. У Катара самая низкая стоимость и у него очень много судов для доставки СПГ. То есть, необходима наименьшая стоимость за транспортировку единицы товара. Это два очень важных элемента, которые позволяют сказать, что Катар, наверное, наиболее конкурентоспособный. Но это не означает, что они вам предложат самую низкую цену, потому что это коммерция. Они будут добавлять стоимость ко всему возможному по их мнению.
-Можно ли предсказать, что СПГ в итоге заменит поставки обычного газа и в каких странах?
-Сектор СПГ растет в три раза быстрее, чем трубопроводный газ. Потому что еще раз, трубопроводный газ фиксирован между точкой А и точкой В, а СПГ - гибкий. Второе. Теперь, при более низкой стоимости принимающих СПГ-терминалов и за счет небольших СПГ-мощностей, у стран, которые не могли ранее покупать СПГ, есть возможность покупать его сейчас. Кроме того, СПГ заменяет дизельное топливо и бензин для транспорта. Медленно, но это происходит. Скорее всего, СПГ продолжит развиваться гораздо быстрее, чем трубопроводный газ из-за тех моментов, которые я только что упомянул. Гибкость дает возможность поставщику и покупателю торговать, корректировать потребность в газе в соответствии с экономической активностью или погодой. Во многих странах представлена гидроэнергетика, делаются инвестиции в возобновляемые источники энергии. У природного газа есть гибкость балансировать прерывистость возобновляемых источников энергии. Лучше, чем у чего-либо еще. Ваш вопрос о том, в каких странах СПГ перевесит долю трубопроводного газа. Наверное, я бы обратил внимание на Великобританию, как на очень хорошего кандидата, у которого сильная зависимость от СПГ, потому что объемы производства в Северном море падают, и они не инвестируют в поиск больших источников газа. Вот поэтому Великобритания разрабатывает шельф, чтобы получить природный (внутренний) источник энергии. Я ожидаю, что в ближайшем будущем СПГ продолжит рост в Великобритании, и возможно, даже станет больше, чем поставки природного газа. Но Великобритания также может поставлять газ из Гронингена в Нидерландах и из Норвегии, где есть значительные запасы и трубопроводы для доставки газа в Великобританию. Это также зависит от коммерческих отношений с этими двумя странами. Я надеюсь, вы понимаете, что не так просто дать четкий ответ, потому что есть множество факторов и динамика, политика, коммерческие элементы. Но очевидно, что, например, Великобритания хочет получить доступ к безопасной энергии с низкой стоимостью. И они будут продолжать работать в этом направлении.
- Каков ваш прогноз в отношении российского рынка? Будет ли развиваться СПГ-рынок в России?
-У России самые большие запасы газа в мире. Больше, чем в Катаре. Я думаю, что Владимир Путин, его администрация и "Газпром" очень умны и мудры. Они понимают, что нефтяной бизнес находится в затруднительном положении, и видят, что газовый рынок растет быстрее, чем нефтяной. У них есть важные рынки в Европе - Турция, и Дальний Восток - Китай, а также Япония. Но нужно признать, что Россия медленно развивает бизнес СПГ, учитывая газовые запасы, которыми она располагает. Поэтому когда Путин говорит, "я хочу быть номером один" - это стремление, желание. Вопрос состоит в том, как Россия может стать номером один в СПГ, потому что есть много проблем. Номер один - обеспечение домашнего рынка, обеспечение трубопроводным газом Европы, обеспечение трубопроводным газом Китай, и развитие всех газовых ресурсов для ускорения развития СПГ, чтобы быть номером один. Когда Путин говорит о необходимости стать номер один, он не уточняет, когда это произойдет. Это хорошее заявление, но без четкой цели. Я лично ориентируюсь на 2030 год как на потенциальный временной предел. Достижимо ли это? Процесс требует значительного централизованного управления, чтобы достигнуть этой цели, потому что сейчас есть конкуренция со стороны Восточного Средиземноморья, Восточной Африки, Катара, Ирана, США и Австралии. То есть, сообщение для Путина таково: вы сможете быть номером один, только если вы будете действовать быстрее, чем конкуренты. Как можно действовать быстрее, чем конкуренты? Нужно быть очень эффективным. И необходимо составить главный план в отношении газа, чтобы максимально снизить стоимость транспортировки на различные рынки. Я думаю, что Россия сможет этого достичь благодаря централизованному элементу правительства, энергетическому планированию. Это не так просто, но я воспринимаю Россию всерьез. Полагаю, что сейчас они могут стать более расположенными к сотрудничеству с потенциальными партнерами для разработки СПГ-проектов. Потому что невозможно заниматься ими в одиночку. Недавно "Газпром" и Shell объявили о сотрудничестве по развитию СПГ-проектов. Компания Shell - номер один в мире. Shell является партнером в Сахалинском СПГ. Очень близок с Россией и также очень важный игрок в сфере СПГ компания Total. Я думаю, что сложность для России в достижении этого - это американцы. У нее нет хороших отношений с Exxon, у нее нет хороших отношений с Chevron. Можно ли стать номером один, не имея хороших отношений с американскими компаниями? И да, и нет. Все зависит от того, кто перед вами. Но если у вас хорошие отношения с Shell, Total, BP, ENI и StatOil, то да, вы можете составить достойную конкуренцию.
- Вы говорили о том, что Азербайджан может стать транспортным узлом для СПГ. Каковы ваши ожидания от рынка СПГ в Азербайджане?
-Главный вопрос, с которым ко мне обратились спонсор и организатор мероприятия, заключался в том, чтобы я разработал документ, подготовил свое видение того, как Азербайджану стать узлом для транспортировки газа на Каспии и возможности развития СПГ. То есть, какие рекомендации я бы дал правительству Азербайджана для того, чтобы достичь этих целей. Из всех ключевых элементов газового узла, единственное, чего не хватает Азербайджану, это транспортировки газа другим странам Каспия. Возможно, наилучший способ для Баку выполнить такой проект - завершить первую фазу самостоятельно. Я имею в виду "Южный коридор". Может быть, привлечь Турцию, BP, еще какую-нибудь международную компанию, как, например, французская NG, других главных покупателей газа, как итальянская NL или испанская Gas Natural, которые могут стать партнерами, потому что они заинтересованы в СПГ. То есть, перед Азербайджаном стоит задача выполнить первую фазу этого проекта. Вопрос в том, где взять 20 TCF (триллионов кубических футов) газа, которые не привязаны к домашнему рынку, проектам "Баку-Тбилиси-Джейхан", TANAP и TAP. Если их найти, Азербайджану не понадобится Туркменистан и Казахстан. В самом начале он сможет сделать все сам. Но, конечно, с помощью европейского сообщества, с помощью главных игроков в нефтяном и газовом бизнесе Азербайджана, и конечно, в сотрудничестве с Турцией. Я думаю, что Турция будет заинтересована, потому что это представляет хорошую экономическую ценность для страны. Строительство в Сальяне, порт, прибыль от передвижения судов. Кроме того, Турции нужно больше СПГ. То есть, у этой концепции много позитивных составляющих.
Я бы порекомендовал Азербайджану быть смелым, сделать первую фазу без других партнеров, потому что они будут замедлять процесс. Намного сложнее привлечь Казахстан и Туркменистан в первую фазу проекта. Если вы сделаете первую фазу сами, они захотят участвовать во второй фазе, потому что вы докажете, что проект работает. И, как я уже сказал, я думаю, что европейское сообщество будет рассматривать этот проект как "Южный коридор" номер два, но с добавленной гибкостью, потому что есть гибкий газ, который можно доставить в страны, которые бы никогда не принесли прибыль европейскому сообществу в случае использования "Южного Коридора". Я имею в виду Португалию, Испанию, Францию, Италию. И даже, может быть, Великобритания сможет покупать какое-то количество СПГ из Сальяна, Каспия. И в этом случае Европа получит дополнительный источник СПГ, не покупая СПГ или газ из России. Мне кажется, это взаимовыгодная ситуация.