Вестник Кавказа

Евгений Герчаков: "Когда нет культуры, людьми легче управлять"

Дарья Мелехова

Актер Евгений Герчаков, дебютировавший в советско-румынском фильме "Мама" конца 1970-х, говорит, что ролей им было сыграно много, но таких, которые бы принесли огромное удовлетворение, можно пересчитать по пальцам - в фильмах «Агония страха», «Вино из одуванчиков», «Трудно быть богом». При первой встрече Алексей Герман сказал Герчакову: "Вы знаете, Женя, я в кино не хожу, телевидение не смотрю, в театрах не бываю, мне просто нравится ваша морда". Фактура у Гречакова и впрямь удивительная – в нем текут русская, грузинская, греческая и еврейская крови.
С корреспондентом "Вестника Кавказа" актер поделился своим мыслями о происходящем на Кавказе.

- Евгений Аркадьевич, что вас связывает с Кавказом?

- Кавказ пережил много проблем. Народы, населяющие его, все разные, но в этом прелесть. Даже ритуалы разные у людей, причем это зависит не о религиозной принадлежности, а от корней, которые идут из глубины веков. Кавказ сохраняет это. У меня мама из Махачкалы. Я помню ее рассказы о том, какая там красота, какой это город. Я там не был, к сожалению. Жизнь там непростая сейчас.
У меня есть друг из Махачкалы. Он работает в Москве, солист оркестра и ансамбля МВД Марио Дюранд (Марио Али Дюранд Сутуев - заслуженный артист Дагестана, выпускник консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных, - прим. ред.). Он скрипач потрясающий, певец великолепный. Я частенько выступаю с ним в концертах. Он меня приглашает, а я его приглашаю в свои концерты. Мне, например, очень бы хотелось поехать в Дагестан по-серьезному, потому что я знаю, что там великие театральные корни.
Когда-то ГИТИС, институт Луначарского, набирал такие целиком курсы из ингушей, чеченцев, азербайджанцев. В Москве учились, а потом отправлялись назад, чтобы они работать в театрах. Это было очень интересно. Сейчас этого нет. Я бы с удовольствием такой курс открыл. Мне предлагали открыть китайский курс, но я сказал, что с удовольствием открыл бы что-то ближе к сердцу.
Какие великие актеры были в Армении! Я знал Карена Абрамяна, главного режиссера академического театра Сундукяна в Ереване. Я был в очень хороших, теплых отношениях с Фрунзиком Мкртчяном. Я познакомился с ним в Ереване, когда был на гастролях и снимался там на «Арменфильме».
У меня много друзей в Грузии, многие из них живут в Москве. Конечно, сейчас есть какая-то некая закрытость между нашими странами из-за войны. Я считаю, что так несправедливо.
Но в то же время в Испании (там народ такой эмоциональный, который любит эту свою землю, эти скалы, это море) тоже есть баски. И не могут жить люди в мире. Почему? Меня это просто поражает. Лучше же жить без войны, чем воевать.
То, что там нам удается удерживать мир в мировом масштабе, это здорово. Но там, где нет войны, все равно кто-то начинает подтачивать мир. Все это происходит из-за того, что миром владеют деньги. И ничего с этим не сделать. Ничего!
Государство же не дает денег на культуру практически. Но с культуры начинается нация, именно с культуры людей, с воспитания. А нет культуры, людьми легче управлять. Немногие ходят в театр, а ведь театр - то место, где может произойти очищение, тот самый катарсис. В кинотеатре больше чувствуешь себя в одиночестве, там можно сидеть одному, даже если с кем-то пришел, а театр объединяет людей.

- Когда в последний раз вы были на Кавказе?

- Меньше месяца назад был в Баку. Это была моя давняя мечта. Я был в советское время в этом городе, он был хороший, своеобразный. Но сейчас он меня просто покорил. Покорил не только меня, а всю нашу делегацию, там было много известных людей, актеров, телевизионщиков. Город очень красивый, я не ожидал. За эти годы он расцвел. Архитектура красивая. Он мне напомнил Барселону, в которой я недавно был. Барселона – крутой город. Там очень много Гауди строил, известный архитектор. Он жил, работал, дружил с Сальвадором Дали, которого недавно я сыграл. Т в Баку архитектура такая своеобразная.
Приглашал нас Фонд Гейдара Алиева. Все это было на высочайшем уровне, все красиво, культурно, и город мы посмотрели, и набережную. Я хотел обязательно посетить могилу Муслима Магомаева. Как там все ухожено! Какие кладбища, как чисто, как приятно, когда за ушедшими людьми так ухаживают и помнят по-настоящему. И начинаю сравнивать это с нашими российскими местами захоронения, все-таки разница колоссальная. Как к живым относятся, так и к мертвым.
В Баку был большой концерт. Было азербайджанской музыки и классической музыки. Концерт был выдержан в классическом стиле. Недавно в Москве, в Доме Союзов вспоминали Гейдара Алиева. Я был на этом празднике. И я был очень поражен, что он так любил классическую музыку.
Мне показалось, что люди очень довольны жизнью в Азербайджане. У них глаза блестят, улыбки на лице. Я понимаю, что не всем хорошо, но общая картина прекрасная. Мы были там на открытии центра культуры, где будут проводить разные выставки. Построила этот зал дизайнер, она азербайджанка по крови, живет в Ливане, такая красивая женщина, ее чествовали там. А само здание центра такое какое-то невероятное, всё белое. Там понимаешь, что нация живет и расцветает. Это очень здорово.

18550 просмотров