В этом году в издательстве Фонд "Русские Витязи" увидела свет книга исследователя, генеалога, действительного члена Международной генеалогической академии Эльдара Исмаилова "Азербайджанцы в конвое российских императоров". В книге рассказывается об истории, традициях, дислокации, принципах отбора и личном составе одного из подразделений Собственного Его Императорского Величества конвоя — команды мусульман, сформированной в 1839 году и переформированной в 1856 году в 4-й взвод (мусульман) Лейб-гвардии Кавказского эскадрона С.Е.И.В. конвоя. На протяжении 42 лет, вплоть до упразднения Лейб-гвардии Кавказского эскадрона С.Е.И.В. конвоя в 1881 году, в этом подразделении русской гвардии проходили службу азербайджанцы. Значительную часть книги занимает публикация биографических очерков офицеров, а также всех нижних чинов, проходивших службу в команде и взводе мусульман: из рядов этого подразделения в офицеры русской армии были выпущены более 200 нижних чинов.
Сегодня Эльдар Исмаилов побывал в студии "Вестника Кавказа" и рассказал о том, как велась работа над книгой и в чем заключались особенности службы выходцев из Азербайджана в императорском конвое.
- Для начала расскажите о вашей источниковедческой работе.
- Основные источники – это архивные материалы. 70-80% материалов этой книги базируется на документах Российского государственного военного исторического архива, других архивов, в том числе городских архивов Петербурга, Москвы, Государственного исторического архива Азербайджана. Также были использованы публикации как XIX столетия, так и работы военных историков XX и XXI столетий.
Основная часть иллюстративного материала – из фондов Институт рукописей Национальной академии наук Азербайджана, который находится в Баку. Там были выявлены уникальные фотографии, относящиеся именно к конвою. Также использованы фотоматериалы, уже опубликованные в других научных изданиях, и материалы Российского государственного архива кино-фотодокументов в Красногорске.
- В вашей работе упоминается, что начиная с 1830-х командирами конно-мусульманских полков были преимущественно русские офицеры, но к 1870-м среди офицеров уже встречались мусульмане, в частности, азербайджанцы. Когда произошел этот переход и с чем он был связан?
- Конно-мусульманские полки – это иррегулярные части, которые организовывались на Кавказе в период ведения военных действий. То есть они набирались на определенные военные кампании. После прекращения военных действий конно-мусульманские полки в основном расформировывались. В российской армии во главе полков в основном стояли профессиональные военные, то есть прошедшие определенную военную школу. На период, когда были организованы конно-мусульманские полки (конец 1820-х - начало 1830-х), среди азербайджанцев профессиональных военных, с точки зрения российской армии, не было. Офицерский состав был среди азербайджанцев, но во главе полков ставились именно русские офицеры, военные профессиональные офицеры.
Переход произошел уже во второй половине XIX столетия. В военные учебные заведения стали поступать представители народов Кавказа, в том числе азербайджанцы. Они приходили обучение, заканчивали военные школы и училища; в дальнейшем их карьера была связана именно с армией. Пройдя определенную школу и подготовку, они могли стать во главе полков. Это происходило в период русско-турецкой войны 1877 года. К началу XX столетия таких профессиональных военных среди выходцев с Кавказа, в том числе азербайджанцев, было достаточное количество.
- В истории российской императорской армии известны случаи, когда нижние чины из иноверцев получали Георгиевские кресты. Однако награждения офицерским орденом Св. Георгия среди них не так часты. Вы в своей работе упоминаете нескольких офицеров, получивших орден Св. Георгия. В частности, Гасан-бек Агаларов был отмечен орденом Св. Георгия 4-й степени за подавление венгерского восстания 1848-1849 гг. Можно ли это рассматривать как знак особого уважения к заслугам выходцев из Закавказья?
- История ордена Св. Георгия – это отдельная история в русской наградной системе. Это самый почетный военный орден в Российской империи. Как более низшая ступень - знак отличия военного ордена Св. Георгия, который в 1913 году был переименован в Георгиевский крест. Эта награда - для нижних чинов, то есть не офицеров.
Орден Св. Георгия – офицерская награда. Лет 10 назад у меня вышла работа в Москве "Георгиевские кавалеры-азербайджанцы". Там описывается биография и история прохождения службы в российской императорской армии. Таких выявлено было 19 человек. 19 азербайджанских по происхождению офицеров русской армии были награждены орденом Св. Георгия 4-й степени. Трое из них награждены орденом Св. Георгия 3-й степени. Это наивысшая степень отличия для выходцев с Кавказа мусульманского происхождения. За всю историю этого ордена было только четверо военачальников(3-я степень – это достаточно высокая степень, это так называемый "генеральский орден") награжденных орденом 3-й степени, среди них трое - азербайджанцы. Причем первый из них получил этот орден в чине подполковника. Это был нонсенс для русской императорской армии.
- Вы упоминали, что многие азербайджанцы, служившие в императорском конвое, потом могли остаться на военной службе. В частности, Джавад-Хан Ширванский, поступивший на службу в Кавказско-Горский полуэскадрон, закончил службу в знаменитом Лейб-гвардии Гусарском полку. Можно ли сказать, что служба в императорском конвое была своего рода социальным лифтом для многих выходцев из Азербайджана?
- Вы правильно заметили, это определенный «социальный лифт». Уникальность службы в конвое выходцев из Азербайджана заключалась в том, что мусульмане не подлежали воинскому призыву. Их не призывали на действительную военную службу, я имею в виду нижних чинов. Иррегулярные полки, иррегулярные части набирались на Кавказе локально на период военных действий, а потом их распускали.
Что собой представлял конвой? Это, во-первых, регулярная часть Лейб-гвардии, то есть гвардейская часть. Многие выходцы из Азербайджана, и не только из Азербайджана, но и из Грузии, Северного Кавказа могли поступить в эту часть и проходить службу в Петербурге. Был установлен срок службы в четыре года для нижних чинов в этой части. По прошествии этого времени первоначально все производились в корнеты кавалерии, то есть получали офицерский чин. В дальнейшем их судьба была в их руках. Они могли продолжить службу, проявив желание, способности, а могли просто уехать к себе домой, на Кавказ, будучи уже офицерами. В 1869 году уже немного изменилась ситуация, получить офицерский чин корнета кавалерии могли уже только те, кто сдавал положенные по тому чину экзамены. Сдав экзамены, он становился корнетом кавалерии и был прикомандирован или переводился в определенные полки регулярной русской армии. Не сдавшие этот экзамен переводились в прапорщики милиции – это те же иррегулярники. Их дальнейшая судьба тоже складывалась по-разному. Они могли и продолжить военную службу в чине прапорщика и дослужиться до каких-то новых высот, могли оставаться до конца жизни с этим чином. Многие среди них пополнили ряды кавказских чиновников, полицейских чиновников, Закавказской стражи, к примеру. Другие же продолжили службу в регулярных полках, среди них есть интересные имена, интересные личности.
- Многие российские офицеры в годы Кавказской войны интересовались культурой горцев, в частности, перенимали национальную одежду. Как в целом складывались отношения азербайджанской иррегулярной кавалерии с русскими воинскими формированиями?
- Судя по воспоминаниям русских офицеров, как между сослуживцами. Достаточно лестные воспоминания были о них оставлены мемуаристами в своих работах.
- В вашей работе упоминается, что в императорском конвое служил отец Али-Мардана Топчибаши. Могла ли служба родственника в императорском конвое повлиять на судьбу и политические взгляды самого Топчибаши?
- На политические взгляды повлиять не могла, потому что Топчибаши был совсем в юном возрасте, когда его отец скончался. Но на дальнейшую судьбу, наверное, повлияло. Так, при поступлении в Петербургский университет зачитывалось то, что твой отец был офицером, причем не просто офицером, а служил в конвое.
В конвое он прослужил, как и все, четыре года, а потом продолжил службу на Кавказе, прикомандированным к кавказским казачьим частям. Тема потомков чинов, служивших в конвое, отдельная тема для исследования. В конвое, например, служили родители депутата Первой Государственной думы Ибрагим-Бека Гайдарова, который в дальнейшем эмигрировал в Турцию. В конвое служил непосредственный предок Рашида Бейбутова. То есть, это отдельная тема для исследования.
- Как вы в целом оцениваете прохождение азербайджанцами службы в российском императорском конвое?
- Отзывы об этой службе сохранились в воспоминаниях, в послужных списках, которые опубликованы в книге, и в наградах, которые они носили, я думаю, с гордостью.