Представитель инициативной группы оппозиционного политического движения “Сардарапат”, кинорежиссер Тигран Хзмалян в интервью «ВК» говорит о взаимоотношениях между Арменией и диаспорой, предстоящих парламентских выборах, раскладе политических сил в 2012 году.
- В минувшем году власти Армении много говорили о необходимости более тесного сближения между Арменией и диаспорой. Продолжали звучать призывы инвестировать в Армению крупные средства. Дело Нарека Арутюняна как будто говорит о противоположных тенденциях (см. «ВК» http://www.vestikavkaza.ru/articles/ekonomika/invest/43681.html)...
- Люди, узурпировавшие власть в Армении, и возглавляемая ими марионеточная система правосудия в случае с основателем Союза искусств “Нарекаци” Нарека Арутюняна устроили очередной показной судебный процесс. Годами разворовывая национальное богатство в пользу кучки олигархов, режим вдруг взялся за борьбу с “теневой экономикой”. Однако, думаю, что ни для кого не стало сюрпризом, что начали они не с себя, а с известного в стране благотворителя и мецената в области культуры и искусства Нарека Арутюняна, переехавшего в Армению из диаспоры, который лишь за последние годы осуществил десятки благотворительных проектов в поддержку национальной культуры и искусства. По иронии судьбы, арест Арутюняна последовал сразу после полной пафоса речи президента Сержа Саргсяна в Марселе, где он призывал армян диаспоры вернуться в Армению, строить и жить на родине. В целом, сфальсифицированное дело Арутюняна отражает логику криминально-олигархической власти Армении и должно рассматриваться не как отдельный случай “наезда” на отдельного представителя диаспоры, а как скрытая угроза и послание всей армянской диаспоре. Способ ареста и форма преследования выглядят скорее политической местью, нежели экономическим или судебным конфликтом. Мишенью преследования был выбран выдающийся благотворитель и патриот, избегавший политики, но действовавший независимо и в соответствие со своими убеждениями. Настоящей целью этой расправы стало очередное утверждение невозможности свободного и независимого от коррумпированных властей Армении частного предпринимательства армян из диаспоры. Это урок тем из них, кто отвергает правила игры местных криминальных олигархов и чиновников, требующих свою долю в каждом деле и жестоко мстящих всем несогласным.
- Однако так и не закрытое дело Арутюняна, видимо, не очень обеспокоило диаспору, от которой так и не последовало какой-либо реакции…
- Так кажется лишь на первый взгляд, в реальности это громкое дело позволяет сделать некоторые выводы, в том числе и диаспоре. Главный из них - правящая в Армении тирания будет продолжать использовать все экономические, национальные и благотворительные проекты диаспоры исключительно в целях собственного обогащения и усиления, путем “налогообложения” и “участия” в них через свои коррумпированные структуры.
Кроме того, в диаспоре уже осознали необходимость изменения своего образа “дойной коровы”. Диаспора, которая активно взялась за критику властей, уже никогда не будет прежней, и она все более активизируется. Стоит напомнить, что ранее в этом году несколько авторитетных представителей армянской диаспоры, такие как Католикос Киликии Арам I, западноамериканский ЦК партии “Дашнакцутюн”, знаменитый певец и композитор Шарль Азнавур и известный предприниматель Левон Айрапетян выступали с резкой критикой ситуации и системы власти в Армении. В свете этого понятна агрессивно-истерическая реакция правящего режима на возрастающее давление. Дело Нарека Арутюняна может и должно стать последней каплей в чаше терпения диаспоры. Остальное сделает гражданское общество Армении.
- Какие тенденции просматриваются в 2012 году в контексте приближающихся парламентских выборов. Можно ли ожидать существенных изменений во власти?
- Рассматривать внутриполитические тенденции в Армении в отрыве от мировых процессов, ошибочно. Это во многом также идет от “верхов”. Арабские революции, с которых начался 2011 год, продемонстрировали появление в мире еще одной разделительной линии. Общество можно теперь условно разделить на две части – сообщество телевидения и сообщество интернета. Телевидение же в таких диктаторско-авторитарных странах как Армения полностью контролируется правительством. Поэтому неудивительно, что в этих условиях в Армении произошел бурный рост (до четверти миллиона) числа пользователей, интернета, не доверяющих телевидению и отвергающих промывание мозгов из Еревана. Это очень важный, промежуточный итог 2011 года. Стало ясно, что в среде молодежи, из представителей которой состоит большинство пользователей Сети, зреет недовольство, и протест очень скоро детонирует и поднимет на ноги вторую часть общества. Это, собственно, и принято называть предреволюционной ситуацией. При этом, не думаю, что в Армении вообще можно говорить о выборах, поскольку выбирать нам нечего. Допускаю, что легкая головная боль, связанная с организацией выборов будет преследовать правящий в Армении режим до мая. Но именно потому, что нация в своем абсолютном большинстве продолжает наступать на одни и те же грабли, в мае эти грабли дойдут до наших лбов. Все поймут, впрочем, каждый по своему, что нас в очередной раз обманули. И когда это станет очевидно, начнутся неизбежные процессы. Впрочем, “Аннушка уже пролила масло”.
- Каким будет расклад политических сил в парламенте после майских выборов? Говорят, партия “Наследие” будет заменена АНК…
- Никакого значения для общественной жизни в Армении итоги выборов иметь не будут, учитывая, что мнение небольшой фракции партии “Наследие” изменить расклад сил в парламенте и принимаемые в его стенах решения не могло. Что же касается Армянского национального конгресса, то учитывая, что эта сила играет по правилам, продиктованным в президентской администрации, эта сила неминуемо получит свои 10-15 мест в парламенте. Сначала мне показалось, что сделано это будет целиком за счет мест “Наследия”. Однако в какой-то момент западные наблюдатели, решив исправить ситуацию, внесли несколько поправок. Европейская народная партия, Госдепартамент США «пустили несколько шпилек», послали определенные записки, в результате чего вполне возможно, что лидер “Наследия” Раффи Ованнисян все же получит несколько мест в парламенте от Сержа Саргсяна, потому что, так хотят хозяева Саргсяна.
При этом явка на предстоящих выборах будет позорно низкой, чего никто не заметит, так как 300 тысяч госслужащих вместе с полицией и армией погонят на выборы, сделают убедительные репортажи, посчитают голоса как надо. Так что неожиданностей не будет. Во всяком случае, Серж Саргсян очень умело, будучи виртуозом аппаратной игры, ведет все именно к этому. “Процветающая Армения” же останется коалиционной партией и после выборов, потому что борьбу классов еще никто не отменял. Ну как могут находиться в разных политических лагерях братья по разуму и классу? Они естественные союзники, готовые перегрызть горло нам, простому народу за собственность, которую они у нас же отобрали. Когда же они справляются с народом на очередные 4-5 лет, они идут уже друг против друга, но их инстинкт самосохранения всегда работает правильно и в момент кризиса они всегда сплачиваются. Поэтому зубы пересчитывать друг другу они не будут, это придется сделать нам и все говорит о том, что мы очень скоро это сделаем. У нас почему-то бытует мнение, что внутриполитическая борьба в Армении сводится к борьбе между “англосаксами” и “русскими”. Но это борьба между различными мировоззрениями, моделями жизни, идеалами и это тоже не новая борьба. Это борьба богатых против бедных, материалистов-лавочников с идеалистами. Это борьба свойственна не только англосаксам, русским или армянам, она свойственна всем.