Как советское кино стало звуковым?
Фильм "У самого синего моря" был совместной работой двух киностудий — советско-германского объединения "Межрабпомфильм" и "Азерфильма" (теперь это "Азербайджанфильм"). Именно на "Межрабпомфильме" в 1931 году режиссер Николай Экк поставил первый советский художественный звуковой фильм "Путевка в жизнь". Оригинальную систему звукового кино "Тагефон", основанную на принципе модуляции светового потока, в 1926 году предложил, а в 1928-м запатентовал советский ученый и изобретатель Павел Тагер.
О чем фильм "У самого синего моря"?
Сценарий "У самого синего моря" Климентий Минц писал в феврале — мае 1934 года, а во время съемок он дорабатывался. Но главная тема, как ее определял автор, "тема дружбы двух молодых рыбаков" — азербайджанца и русского — сохранилась. Сюжетная канва этой лирической комедии довольно проста. Потерпевших кораблекрушение в Каспийском море Алешу и Юсуфа спасают рыбаки с ближайшего острова. Молодые люди вступают в бригаду рыболовецкого колхоза, и их дружбе предстоит пройти проверку на прочность: Алеша и Юсуф знакомятся с девушкой, и оба влюбляются в нее.
Режиссеры
Режиссером "У самого синего моря" стал Борис Барнет, уже известный в то время кинематографист. В 1934-м его фильм "Окраина" вошел в советскую программу, представленную на II международном кинофестивале в Венеции и получившую приз за лучшую национальную кинопрограмму, а годом позже режиссер стал заслуженным артистом РСФСР. "У самого синего моря" Барнет снимал вместе с Самедом Мардановым — недавним выпускником ВГИКа, учеником Сергея Эйзенштейна. Для молодого азербайджанского режиссера эта картина стала первой в биографии.
Художник-постановщик "У самого синего моря" Виктор Аден сотрудничал с "Азерфильмом" с начала 1930-х: он принимал участие в создании фильмов "Двадцать шесть комиссаров", "Исмет", "Шестое чувство", "Игра в любовь".
Исполнители главных ролей
Главные роли в фильме исполнили Николай Крючков, Елена Кузьмина и Лев Свердлин — тогда молодые актеры, а в будущем народные артисты, лауреаты Государственной премии СССР.
Николай Крючков, сыгравший Алешу, был известен как актер Московского центрального театра рабочей молодежи (теперь это "Ленком Марка Захарова"), а в кино дебютировал в "Окраине". Лев Свердлин прошел школу Всеволода Мейерхольда: сначала учился в Государственной экспериментальной театральной мастерской под руководством знаменитого режиссера, а потом играл в его театре. Роль Юсуфа стала его первой большой работой в кино. А исполнительница роли Машеньки Елена Кузьмина была уже опытной актрисой: на большом экране она дебютировала в 1929 году, сыграв в исторической драме "Новый Вавилон", а в 1935-м стала заслуженной артисткой РСФСР.
Как проходили съемки?
В Баку киноэкспедиция "Межрабпомфильма" приехала летом 1935 года. Для сцены шторма на побережье Каспийского моря был построен рыбацкий поселок, сооружена дамба и создана модель рыболовного судна. Однако сильный ветер разрушил и дамбу, и судно — провести съемки не удалось. Ждать нового шторма не было ни времени, ни средств, поэтому группа вернулась в Москву. Сначала обсуждался вариант съемок на Балтийском море или на Черном, но потом от него отказались, и Барнет решил использовать новый для того времени киноприем — транспарантную (комбинированную) съемку, позволяющую совмещать в одном кадре изображения, снятые в разное время или в разных условиях. Оператор Михаил Кириллов снова отправился в Баку и снял виды бушующего моря крупным планом с помощью телеобъектива: кадры волн были значительно увеличены, а море выглядело более эффектно. Потом в павильоне он совместил актеров с кадрами, сделанными в Азербайджане, — так был создан один из самых запоминающихся эпизодов "У самого синего моря". Каспийское море киноведы вообще называют "четвертым основным действующим лицом" картины.
Как на фильм отреагировали кинематографисты и критики?
Предпремьерный показ "У самого синего моря" в московском Доме кино прошел 1 апреля 1936 года, а потом было обсуждение — и мнения высказывались самые разные. Сценарист Михаил Папава, например, раскритиковал Барнета и Минца за приверженность "полутонам", а абстрактность происходящего в фильме счел данью литературной традиции приключенческих романов о кораблекрушениях. Драматурга Всеволода Вишневского увиденное на экране "взволновало". Он отметил, что "жизнь как-то мощнее, проще и радостнее", чем "агитпроповская установка: все это точно разместить, приспособить". Режиссер Сергей Герасимов, в свою очередь, заявил, что Барнет умеет "понимать подробности явлений, понимать детали, любить и ценить фактуру явлений".
Премьера "У самого синего моря" состоялась через три недели, 20 апреля. Зрителям фильм понравился, а реакция кинокритиков была неоднозначной. Автор одной из рецензий назвал режиссера "подлинным мастером", а игру актеров — "тонкой и умной", добавив при этом, что уходил "после просмотра ни с чем", и "в итоге оказалась пустота". Вероятно, такая оценка связана с общественно-политическими реалиями того времени. Сам же Барнет отмечал, что хотел "показать нашу молодежь, дела и дни рядовых тружеников-колхозников — строителей социализма, рассказать об их любви и дружбе".
Как "У самого синего моря" повлиял на мировой кинематограф?
"У самого синего моря" уже давно стал киноклассикой, его влияние специалисты прослеживают в таких фильмах, как "Земля дрожит" Лукино Висконти и "Дом у реки" Фрица Ланга. Картину Барнета высоко ценили режиссеры французской "новой волны" и авторы знаменитого журнала о кино "Кайе дю синема". Так, Жак Риветт сравнивал советского режиссера с французским мастером кино Жаном Ренуаром, а Жан-Люк Годар включил фрагмент "У самого синего моря" в свою масштабную антологию "История кино".
Картина входит в список фильмов, объявленных государственным достоянием Азербайджана, такое постановление 7 мая 2019 года приняло правительство республики.