Вестник Кавказа

Сегодня исполнилось бы 94 года историку Джамилю Гулиеву

Исмаил Агакишиев, доцент кафедры стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Сегодня исполнилось бы 94 года историку Джамилю Гулиеву

Сегодня исполнилось бы 94 года советскому и азербайджанскому историку, доктору исторических наук, профессору, академику Национальной Академии наук Азербайджана, главному редактору Азербайджанской Советской Энциклопедии Джамилю Гулиеву.

Он родился 16 декабря 1927 года в Шуше, после окончания школы в Агдаме поступил на истфак Азербайджанского госуниверситета, а уже через два года, в 1946-ом, продолжил образование на историческом факультете в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, где также защитил кандидатскую (в 1952 году) и докторскую (в 1971 году) диссертации. Участь в МГУ в тяжелые послевоенные годы, он вел дневник, где писал о том, что студенты жили впроголодь, найти несколько крошек черствого хлеба считалось счастьем (с тех пор академик всю жизнь трепетно относился к хлебу), но гораздо большим счастьем было то, что несмотря на все тяготы и невзгоды, он имел возможность учиться в МГУ, где получил великолепное образование.

"Любовь к своей земле, к Родине - Карабаху и азербайджанскому языку, уважение к труду, зарождалось в детстве, в юности, а студенческие годы, проведенные в Московском университете, в сложное послевоенное время, стали для него школой интернационализма и научили прокладывать себе дорогу в жизнь тяжелым каждодневным трудом. Отсюда истоки его патриотизма, принципиальности и непоколебимости", - говорил сын академика, профессор Рустам Гулиев, известный математик, защитивший в советские годы диссертацию в Великобритании.

Когда в конце 1940-х – начале 1950-х возводилось центральное здание университетского комплекса МГУ на Воробьевых горах, самой большой из семи построенных сталинских высоток, Джамиль Гулиев вместе с другими студентами и аспирантами принимал активное участие в субботниках, помогая строителям. Он очень любил Московский университет, часто приезжал туда после окончания аспирантуры, будучи и преподавателем в Бакинском государственном университете, и заместителем директора по научной части в Институте истории партии при ЦК Компартии Азербайджана, и директором Института истории АН АзССР. В 1974 году за исследования в области истории Гулиев был удостоен Государственной премии Азербайджанской Республики и уже в следующем году стал главным редактором Азербайджанской Советской Энциклопедии (которой отдал 13 лет своей жизни), а еще через год был избран вице-президентом Академии наук Азербайджана.

В 1983 году на исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова поступил сын Джамиля Гулиева, Таир, и профессор Гулиев стал приезжать в Дом студентов МГУ на проспекте Вернадского. С виду он был человеком грозным, похожим на льва, причем не только внешне, но и по характеру - казался олицетворением благородства и мужества. Но когда беседовал со студентами, они ощущали особую теплоту, исходившую от этого человека, и проникались к нему глубочайшим уважением.

Это уважение к Джамилю Гулиеву студенты-историки 1980-х сохранили на всю жизнь. В беседах с ними профессор неустанно повторял: "Не забывайте, что вы учитесь в самом лучшем университете, на самом лучшем факультете, где с вами работают лучшие преподаватели всей страны, авторы лучших учебников. Вы получаете эксклюзивную информацию, и ваша задача – перенимать эти знания. Позже вы поймете, насколько эти ваши знания качественно отличаются от тех, которые получены в других учебных заведениях". Добрый, умный, строгий и требовательный преподаватель, обладавший невероятной энергетикой. Работа была его страстью, он он вечно куда-то спешил, словно хотел обогнать время. Он считал важным делать как можно больше добра, быть полезным своей стране и своему народу. Всего в жизни он добился сам, заслужив уважение тех, с кем работал.

Однокурсники и коллеги сыновей Джамиля Гулиева замечали их особое уважение к отцу. Так, молодые люди всегда разговаривали с ним по телефону только стоя. Как-то коллеги спросили у Рустама: "Зачем ты вскакиваешь? Отец же не видит тебя!" На что Рустам Джамилович с недоумением ответил: «А что от этого меняется? Я же говорю с отцом!"

В конце 1980-х – начале 1990-х Джамиль Гулиев был ректором Азербайджанского госуниверситета, работал в Институте истории Национальной Академии Наук Азербайджана, был членом президиума АН, при этом оставаясь очень скромным человеком. Со своим шофером он носил похожие пальто, оба были в костюмах и в галстуках, поэтому люди часто их путали, не понимая, кто выходит из автомобиля – академик или водитель. Сам же Гулиев с одинаковым уважением относился и к академикам, и к водителям, и к продавцам зелени. А они все любили и уважали этого Человека.

Ректором Азербайджанского госуниверситета Гулиев был назначен не только ввиду своего неоспоримого профессионализма, но и поскольку он был кристально честным человеком. "Он никогда не пользовался своим положением для личной выгоды. Будучи человеком скромным, он не любил юбилеев и пышные празднования, предпочитая простые семейные застолья в кругу близких и родных. Для меня он был добрым, любящим, очень строгим и требовательным отцом. В нашей семье им очень гордились, его любили и уважали. Отец по характеру был оптимистом, любил юмор, любил шутить, а его заразительный смех не оставлял никого равнодушным и поднимал настроение окружающим в самых серьезных ситуациях, - рассказывал профессор Рустам Гулиев. - В школьные годы отец занимался борьбой, отсюда и любовь к спорту. Очень любил футбол. Отец часто брал меня на матчи чемпионата с участием нашего любимого "Нефтчи". Мы иногда даже ходили на игры дублеров. Отец очень радовался и гордился успехами наших спортсменов. Отец любил музыку, азербайджанскую и классическую, что неудивительно для человека родом из Карабаха. При этом любил слушать органную музыку Баха (с пластинок), прекрасную игру на фортепиано любимой дочери Лейлы (педагог музыки), а в моем исполнении на фортепиано - токкату ре-минор Баха, Полонез Огинского, Неаполитанский танец Чайковского (по крайней мере, мне так казалось)".

Джамиль Гулиев внес огромный вклад в развитие исторической науки, написал немало книг и монографий, сотни статей. Под его руководством и при его непосредственном участии увидели свет не только десятитомная Азербайджанская Советская Энциклопедия, но и двухтомная Детская Энциклопедия, Нахчыванская Энциклопедия, а также семитомная "История Азербайджана". Он два девятка лет возглавлял Ученый совет по защите докторских диссертаций, считая делом своей жизни подготовку азербайджанских историков; сам представлял азербайджанскую историческую науку на международных конференциях и симпозиумах, был депутатом Верховного Совета Азербайджана X-XI созывов.

Он очень тяжело переносил оккупацию Карабаха, жемчужины Азербайджана - родной Шуши. В самом начале конфликта, когда в Карабахе начались теракты и вооруженные диверсии, организованные проникшими туда членами террористической организации АСАЛА, Гулиеву удалось на вертолете осуществить полет над Карабахом, где он увидел бесчисленные строения, разрушенные бородатыми людьми в черном из АСАЛА. Когда руководство Академии предложило провести специальное торжественное юбилейное собрание в связи с его 75-летием, а позже, и с 80-летием, он выразил признательность, но отказался, сказав, что морально не готов это сделать в условиях, когда часть его Родины - Шуша, Карабах - находятся под оккупацией. 

Джамиль Гулиев умер 27 декабря 2010 года. На его могильной плите изображена Шуша - колыбель отцов и дедов. С болью за Карабах он покинул этот мир и оставил потомкам напоминание, где корни, душа и сердце Родины. За заслуги в развитии азербайджанской исторической науки он был удостоен орденов "Шохрат" и "Истиглал", а в памяти знавших его людей остался как великий ученый, достойный гражданин и мудрый учитель.

Светлая память!

9845 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ