Завтра Соединенные Штаты Америки планируют ввести новый пакет санкций в отношении России. О том, какие цели преследует президент Дональд Трамп, подвергая Москву беспрецедентному давлению, рассуждают российские эксперты.
Заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Сидоров полагает, что Трамп соревнуется в санкционной гонке с Конгрессом: "Трамп в данном случае защищает себя, а общая политика санкций, которую выстраивает Конгресс, ясна - санкции направлены на изменение поведения России, которое напрямую связано с руководством нынешней России, с президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Санкции будут продолжаться до тех пор, пока у власти в России будет оставаться Владимир Путин. Трамп сейчас реагирует на последние прогнозы по ноябрьским выборам, согласно которым, демократы выигрывают Палату представителей. Трампу сейчас необходимо делать все, чтобы нивелировать эту негативную тенденцию на выборах. Россия является основной картой, и Трамп надеется быть на равных с Конгрессом, который довольно жестко выступает против РФ, в частности настаивая на смене руководства. В Вашингтоне считают, что РФ должна "сдать" Башара Асада, практически оставить Сирию, вернуть Крым, "прекратить насилие" на Донбассе. Вряд ли РФ согласится на такие условия".
Программный директор РСМД Иван Тимофеев напоминает, что санкции вводятся на основании Акта 1991 года "Об уничтожении химического и биологического оружия": "Акт принимался в совершенно других условиях и в него закладывался совершенно другой смысл, но формально американцы могут его использовать. Согласно этому документу, отводится 90 дней на так называемые консультации со страной, которой принадлежат физические и юридические лица, подозреваемые в использовании такого оружия. Если по прошествии этих консультаций страна не идет на те или иные условия (в частности, США озвучивали допуск инспекторов ООН на наши предполагаемые объекты), то американцы дальше могут вводить санкции.
С конца 1990-х годов американцы активно вводят финансовые санкции, обладая инструментами мониторинга финансовой системы, пользуясь своим лидерством в мировой финансовой системе. Речь идет о том, что американским финансовым институтам и банкам может быть запрещено кредитовать Россию или российские банки.
Могут быть ограничены национальные перевозчики в доступе на пространство США. Речь идет об ”Аэрофлоте”. Многие из этих санкций уже введены, особенно это касается товаров двойного назначения, оборонного сотрудничества. Что касается финансовых санкций, запретов на кредитование, то Россия не является крупным заемщиком, поэтому сильно по нам это не должно ударить".
Говоря о реакции на антироссийские санкции Евросоюза, Тимофеев назвал ее осторожной: "Это выглядит вполне разумно и прагматично. Расследование по Скрипалям еще не завершено. Есть очень противоречивая информация по ”Новичку”. Думаю, что в Брюсселе захотят увидеть какие-то более серьезные факты относительно химического оружия. Хотя конгрессмены американские делают акцент не только на ”Новичке”, но и на то, что Россия якобы препятствует расследованиям химических инцидентов в Сирии".
Руководитель Центра региональных аспектов военной политики США ИСК РАН Владимир Батюк акцентировал внимание на внешней и оборонной политике США: "При Трампе произошли серьезные перемены. В утвержденной им новой Стратегии национальной безопасности в декабре 2017 года прямо говориться, что основными противниками США на международной арене являются Россия, Китай, Иран и Северная Корея. При Обаме в Стратегии национальной безопасности на первом месте шел международный терроризм, на втором месте лихорадка Эбола, а Россия находилась среди угроз где-то между Эболой и загрязнением окружающей среды. При Трампе все резко изменилось. В Стратегии национальной безопасности и в Национальной оборонной стратегии делается однозначный вывод о том, что Америка сталкивается с серьезными вызовами на международной арене со стороны других великих, в том числе и ядерных держав, и Америка должна быть готова противостоять этим вызовам. Новый акцент не только в этих директивных документах, но и в оборонном бюджете призван воплощать все это в жизнь".
Батюк напомнил, что оборонный бюджет, который был утвержден Трампом, предусматривает увеличение ассигнований на стратегическую ядерную модернизацию, на боевую подготовку американских сил, направленную на противостояние регулярным армиям, а не бандформированиям: "Это требует дополнительных затрат. Оборонный бюджет предусматривает и увеличение численности американских ВС. Это тоже отличие от того, что было при Обаме, когда американские ВС сокращались и довольно существенно. В следующем финансовом году численность ВС США увеличится на 15600 человек. Есть еще и внутриполитические аспекты. В Вашингтоне сейчас Трамп может опереться только на военных. В Госдепе, в других американских структурах, в разведывательном сообществе Трампа ненавидят, поэтому он может рассчитывать только на поддержку Пентагона, а за это надо платить. Отсюда стремление Трампа удовлетворить практически все запросы американских военных. При Обаме, даже при Джордже Буше-младшем Пентагон не располагал таким влиянием на хозяина Белого дома, когда практически любые запросы военного ведомства удовлетворяются немедленно".