Вчера в Москве на истфаке МГУ прошла международная научно-практическая конференция "Южный Кавказ: новые геополитические реалии. Экономика, безопасность, гуманитарная сфера". В кулуарах руководитель центра "Средиземноморье-Черноморье" Института Европы РАН Алла Язькова и научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Андрей Арешев рассказали корреспонденту «Вестника Кавказа» о ближайших перспективах развития ситуации в регионе.
Прогнозируя результаты президентских выборов в Азербайджане, намеченных на октябрь этого года, Алла Язькова сказала, что «они в какой-то мере запрограмированы, потому что там существует и преемственность поколений, и преемственность власти. Поэтому, скорее всего, ситуация останется в том виде, в каком она была. Хотя и в Азербайджане существуют оппозиционные группы, которые по всей вероятности уже при приближении выборов дадут больше о себе знать».
Комментируя развитие российско-азербайджанских отношений, Алла Язькова заявила: «Отношения в целом стабильны, но целый ряд проблем возникает. Они дают о себе знать все больше и больше, в частности, в области энергетики. Эти проблемы тоже в период подготовки к выборам всплывут. Проблемный вопрос Каспия… Вопрос определения правового статуса Каспия стоит на повестке дня уже не первое десятилетие даже. Но пока он трудно решаем именно в силу тех причин, которые существуют между прикаспийскими государствами, в том числе недоговоренности между Россией, Азербайджаном, Туркменией. Позиция Ирана тоже была бы очень значимой, если бы было можно приступить к решению этой проблемы на правовой основе».
Оценивая ситуацию на Южном Кавказе в целом, Андрей Арешев заметил, что выборы, которые в этом году уже прошли в Армении, а в Грузии и Азербайджане только предстоят, становятся важным этапом политических процессов на Южном Кавказе, определенной конфигурации общественных сил: «Любая политика непосредственным образом влияет и на экономическую ситуацию в регионе, потому выборы являются тем узловым моментом, который актуализирует разнообразные требования различных групп, предоставляет возможность различным группам элит заявить о своих претензиях. В условиях неурегулированности ряда конфликтов, прежде всего нагорно-карабахского, процесс и подготовка к выборам в ряде стран оказывает непосредственное влияние на обстановку, которая существует вокруг неурегулированных конфликтов».
По мнению Арешева, «вопросы экономической интеграции приобретают достаточно серьезное звучание в связи с альтернативными проектами интеграции, которые предъявляются со стороны внешних сил, предъявляются внешними силами, вовлеченными в события на Южном Кавказе. Речь идет о Евразийском союзе, с одной стороны, который продвигается Россией, и «Восточным партнерством», которое продвигается ЕС. Оба проекта не совсем сформированы, потому что и Россия испытывает определенные проблемы, и ЕС находится в кризисе. Это все отражается на их подходах к взаимодействию с партерами на Южном Кавказе.
Есть тенденция к тому, чтобы все эти проекты, евразийский, европейский, рассматривались без каких-то завышенных ожиданий, исходя из прагматизма и тех конкретных выгод, которые они дают экономике той или иной страны».
Третьим важным аспектом политолог считает гуманитарный, культурный, информационный: «Не все сводится к экономическому прагматизму. Экономические проекты должны идти рука об руку с культурным и информационным взаимодействием, с диалогом обществ. Это особенно важно для российско-грузинских отношений, потому что в условиях отсутствия дипломатических отношений, неразрешимость прямо противоположных подходов сторон к абхазскому и югоосетинскому вопросу, общественный диалог и частичное восстановление экономических связей являются тем каналом, который все-таки помог бы нормализовать отношения между двумя странами… Политическая структура каждого из трех государств Южного Кавказа не ограничивается только парламентами и другими органами исполнительной и законодательной власти. Есть еще многочисленные довольно сильно развитые представители гражданского общества».
Арешеву представляется заманчивой мысль о том, что страны и общества региона могут обойтись собственными силами, без привлечениями внешних игроков, но эта идея, по его мнению слабо реализуема: «Вся логика того, что происходило на Южном Кавказе в течение 20 лет, все эти процессы были непосредственно связаны с укреплением влияния внешних игроков, которое имело самые разные формы, зачастую, не всегда конструктивные. Например, мы прекрасно помним, что происходило в Грузии в начале 2000-х годов перед началом второй чеченской войны. Это же тоже имело и существенное внешнее измерение. Нужно вести речь об оптимизации, о гармонизации этого внешнего участия, о том, чтобы нерегиональные силы все-таки договорились при непосредственном участии государств и политических субъектов Южного Кавказа, о правилах игры, переходить за которые чревато хотя бы в сложносоставного характера этого региона, в силу того, что он связан с Северным Кавказом. Это граница весьма условная, и непосредственно то, что происходит на Южном Кавказе, затрагивает интересы России. Соответственно, рамки должны быть достаточно четко оговорены».
Арешев также «прошелся» по современной ситуации в закавказских государствах.
«В Армении прошли поствыборные процессы, связанные с активизацией серебряного призера этих выборов Раффи Ованнисяна. Сейчас для Армении актуально формирование нового правительства и те задачи, которые будут поставлены в социально-экономическом плане, потому что ситуация в Армении достаточно сложная. Миграционные процессы, которые являются индикатором состояния общества, не только экономики, но и общественного сознания, не прекращаются. Поэтому очень важно, каким будет новое правительство Армении и каким образом будет реформирована действующая властная система, которую многие наблюдатели в республике называют кланово-олигархической. Здесь есть некоторые позитивные подвижки, и мне хочется надеяться, что эти подвижки в ближайшее время будут еще более очевидными», - сказал политолог.
Что касается Грузии, то, по мнению Арешева, «Михаил Саакашвили и его ЕНД вряд ли смогут оправиться после полученного поражения, в том числе и потому, что значительная часть легитимности режима Саакашвили была вне республики, а не внутри нее. Соответственно, утратив внешнюю поддержку, а он не мог ее со временем не утратить, он автоматически стал "хромой уткой". Перед Грузией тоже стоят очень серьезные задачи. Проблемы там сходны во многом с проблемами Армении, несмотря на то, что Грузия находится в гораздо более комфортном геополитическом положении, является коммуникационным ядром региона, имеет выходы к морю, интегрирована во многие коммуникационные проекты с Азербайджаном, с Турцией. Кстати говоря, от этого есть не только плюсы, но и минусы. Разорвав отношения с Россией Грузия перешла в разряд зависимой страны от государств более сильных и более напористых в экономическом плане».
Говоря об Азербайджане, Арешев заявил, что «нет особых причин для того, чтобы президентские выборы, которые предстоят в октябре, пошли по какому-то экстремальному сценарию. Но то, что происходит, те общественные выступления, те коррупционные скандалы, которые периодически выплескиваются на поверхность, свидетельствуют о том, что в Азербайджане тоже происходят определенные процессы, которые могут оказать влияние, в том числе и на окружающие страны, на соседей Азербайджана. Это важно для России. В последнее время было несколько трендов, свидетельствующих об определенном охлаждении связей и уровня диалога между Москвой и Баку. Один из индикаторов – это Габалинская РЛС, но есть и другие. Мне кажется, что Россия заинтересована в том, чтобы события в Азербайджане, предвыборная кампания, сам процесс выборов и все возможные поствыборные процессы, некие протесты, которых исключать нельзя, проходили в мирных, демократических, конституционных рамках».
Южный Кавказ: ближайшие перспективы
16830 просмотров