Рубль находится практически в свободном плавании, до конца года границы бивалютной корзины будут сняты, и Банк России повысит ключевую ставку. Как сообщает ПРАЙМ со ссылкой на первого зампреда ЦБ РФ Сергея Швецова, после введения режима свободного плавания рубля интервенции ЦБ на валютном рынке заменят операции рефинансирования банков в валюте. Банк России не проводил интервенций для сглаживания скачков на валютном рынке с 18 июня до конца сентября, однако с 1 октября ЦБ вновь поддерживает национальную валюту, которая с начала года подешевела примерно на 24%. Стратегия Банка России предусматривает отказ от управления валютными курсами и переход к таргетированию инфляции в начале 2015 года.
Как полагает старший научный сотрудник Института публично-правовых исследований Андрей Лисицын, "переход в следующем году к свободному плаванию рубля в каком-то смысле связывает руки Центральному банку по поставке ликвидности на рынок и по регулированию курса рубля. С другой стороны, это делает экономику более рыночной, а отношения более прозрачными и понятными для анализа".
Что касается последствий падения рубля для реального сектора, то здесь, по мнению Лисицына, предприятиям грозит увеличение рисков и рост стоимости использования основных средств: «Но есть еще один аспект, который напрямую связан с развитием промышленности. Это закупка оборудования, машин, основных средств, которые нужны для развития производства. Даже если отрасль уже насытилась этим, то, скорее всего, она насытилась за счет заемного финансирования, например, лизинга. Лизинговые платежи с учетом того, что это все куплено за рубежом, скорее всего, привязаны к валюте. Получается, что фактическая стоимость использования этих основных средств будет повышаться. Это еще один фактор, который приведет к увеличению маржи, причем в ряде случаев достаточно существенно вплоть до банкротства. Перекредитоваться где-то или застраховать свои валютные риски в условиях сжатой ликвидности будет достаточно сложно", - говорит Лисицын.
По его мнению, снижение платежеспособного спроса непосредственно ударяет по любым производящим отраслям, поскольку конечным потребителем там в любом случае будет конкретное физическое лицо.
Но самым главным последствием снижения курса рубля, подчеркнул Лисицын, будет снижение доверия потребителей и попытка ухода в нерублевые активы: «Недвижимость — это один из способов уйти из рублевых активов, особенно если при этом удастся получить рублевый кредит, это для потребителя выглядит удачным решением. Но есть еще и устойчивая попытка уйти в валютные активы. Не сделав это заранее и не имея действенных рычагов управления, потребитель, скорее всего, потеряет. Мне кажется, очень важно доносить это до потребителя, что сейчас гораздо выгоднее покупать товары и недвижимость, т. е. вкладывать деньги в какие-то реальные активы здесь в России, чем пытаться идти на валютный рынок в бытовом понимании, когда речь идет о покупке иностранной валюты в своем коммерческом банке».