Вестник Кавказа

В Геленджик на велосипеде

Яна Винецкая
«Вестник Кавказа» открывает рубрику, посвященную истории курортного дела на Кавказе. Пляжи Туапсе или Пицунды, минеральные источнике в Кисловодске, горнолыжные трассы Красной Поляны или Гудаури, альпинисты на Эльбрусе, набережная в Геленджике, санатории в Сочи - все эти образы стали привычными для нескольких поколений. Но Кавказ превратился в курортную «жемчужину» из далекого и опасного края всего лишь полтора века назад. «Вестник Кавказа» рассказывает, как зарождалось и развивалось курортное дело на Кавказе и чем привлекал он туристов 100 лет назад.

Черноморское побережье в районе современного Геленджика было заселено с древнейших времен, однако история самого города Геленджика насчитывает немногим более полутора веков, а курортом Геленджик стал лишь на рубеже ХХ века. Важным его преимуществом была близость к Новороссийску, губернскому городу самой маленькой в Российской империи Черноморской губернии. В Новороссийске был большой порт, принимавший пароходы с туристами, и железнодорожная станция, куда ежедневно приходили поезда из крупных российских городов. В 1911 был введен и специальный «Черноморский экспресс» повышенной комфортности, который шел напрямую из Петербурга через Москву в Новороссийск.

Интерес к Геленджику как курорту появился на рубеже XIX и ХХ веков. Благоприятный климат, целебные ванны, отсутствие малярийных болот, которые долгое время осложняли развитие туризма в окрестностях Сочи, красивая бухта, близость гор — все это обусловило внимание к Геленджику путешественников и врачей. «Благотворное влияние геленджикского климата выражается при многих заболеваниях хронического характера. Точно так же перенесшие тяжкие болезни — тиф, инфлюэнцу, малярию — в короткое время забывают о своих недугах. Но особого внимания заслуживает климат Геленджика по отношению к чахоточным и даже таким, у которых болезнь произвела уже достаточно разрушений», советовал в 1903 году доктор Сульжинский.

В 1913 году Георгий Москвич так писал про Геленджик в своем путеводителе по Кавказу: «Еще несколько лет тому назад сюда приезжало на лето 3-4 семейства, теперь количество приезжих исчисляется уже тысячами». Особенно хвалили современники морские купания в Геленджике. «Мест, более удобных, чем Геленджик, для морских купаний мы не встречали на всем Черноморском побережье», - утверждал профессор Пастернацкий в своем исследовании о климатических курортах.

В начале ХХ века большое развитие получил велосипедный спорт, и Черноморское побережье с его потрясающими видами и новыми шоссейными дорогами привлекало велосипедистов. Целые кавалькады «циклистов» выезжали из Новороссийска на юг, по так называемому Анненковскому шоссе, которое шло вдоль моря среди живописных виноградников и редких поселений. Особенно дореволюционные путеводители рекомендовали велосипедистам Михайловский перевал вблизи Геленджика: «Здесь во всей своей могучей красоте выступает лесное горное царство. Лес направо и налево, лес вниз и вверх — он высится к самым облакам... Неудивительно, что Михайловский перевал служит любимейшим местом прогулок всех окрестных дачников, сюда часто совершаются поездки и устраиваются пикники... После первого же большого подъема, где придется пройти пешком версты четыре, вы скажете: побольше бы таких местностей. Ведь все равно советуется время от времени сойти с велосипеда и пройтись пешком. Зато как же вы будете вознаграждены при спуске: верст пять вы не повернете педали ни разу, только слегка тормозите».

Однако развития Геленджика как курорта сильно замедлялось отсутствием квартир и необходимой инфраструктуры. Ехали сюда в основном люди невзыскательные, не требующие активной светской жизни, роскошных отелей, клубов и концертов. Но зато Геленджик мог предложить здоровый климат, потрясающие пейзажи, прекрасное море, а также обилие свежих овощей и фруктов, в частности недорогой «целебный» виноград. Кроме того, Геленджик был относительно дешевым курортом, где за 15 рублей в месяц можно было снять хорошую комнату, а за 50 рублей иметь полный пансион.

Главную роль в благоустройстве Геленджика сыграли не местные власти, а дачники, особенно владельцы дач в районе Тонкого мыса. Как отмечал путеводитель 1913 года, «развитие его как дачного местечка идет быстрыми шагами, и неизвестно еще, что вперед будет посадом — селение ли Геленджик или его северо-западное продолжение — Тонкий мыс». Дачники Тонкого мыса объединились в дружное и богатое общество, которое удивительно энергично взялось за благоустройство поселения. Именно это общество построило приморский бульвар, провело шоссейные дорогие, посадило деревья вдоль улиц, устроило общественный парк и дорогую бетонную пристань с набережной. Безусловно, покупка дачи на берегу моря было делом непростым и требовало больших средств, но, как отмечал Москвич, «все возведенные на Мысу дачи, из коих некоторые настоящие дворцы, показывают, что капитал нашел себе здесь широкое применение».

Помимо частных дач и квартир, Геленджик прилагает усилия для организованного развития туризма. В 1900 году появился первый частный санаторий, а через несколько лет в районе Тонкого Мыса их было уже три. Наконец, накануне Первой мировой войны Московская дума построила в Геленджике санаторий для детей, больных туберкулезом, положив начало социальной ориентации курорта.
15745 просмотров