Вчера в Женеве начался второй раунд межсирийских переговоров. Импульс "Женеве-2" призвана придать запланированная на 14 февраля встреча в формате Россия-США-ООН. Однако советник зампреда Совета федерации, посол Андрей Бакланов особых надежд не питает.
"Многое зависит от того, как будут организованы переговоры. Если они пойдут по такому же руслу «всё сразу», то результаты будут маленькие, - заявил Бакланов "Вестнику Кавказа", призвав разложить проблемы, обсуждающиеся на переговорах, в три корзины.
Первая – немедленное решение вопросов гуманитарного характера.
Второе - военно-политические вопросы с акцентом на обеспечение концентрации загрузки и последующего вывоза химического оружия для уничтожения.
Третья – собственно говоря, политические вопросы.
"Если самые сложные вопросы, таки как судьба Башара Асада, пока не удается согласовать, то по первым двум дорожкам можно продолжать движение. Может быть, за счет решения этих двух проблем – гуманитарной и военно-политической – появятся определенные элементы контроля за оперативной ситуацией. Может быть решен вопрос о том, чтобы где-то были пункты нейтральных наблюдателей, которые бы более объективно давали картину о том, что происходит в Сирии. Если по этим двум направлениям пойдет движение, то создастся более благоприятный климат, чтобы подойти к решению тех проблем, по которым сейчас мы только видим запросные требования и пока никакой стыковки не происходит. Нужна динамика. Может быть, динамика приведет к общим позитивным результатам".
Что касается подключения к переговорам в Женеве Ирана, то, по мнению Бакланова, это очень болезненный вопрос: "Получилось, конечно, не здорово и не очень солидно. Насколько я понял, подход Ирана заключается в следующем: "Если нас хотят устранить от переговоров - тут нового для Ирана ничего нет. Это плохо для решения дальнейших проблем. Если готовы наш потенциал использовать для ведения переговоров, мы тем более готовы". Думаю, что вопрос об участии Ирана очень важный, но он не должен быть ключевым, не должен превращаться в тормоз развития переговорного процесса. Есть много влиятельных сил, у которых отрицательная стартовая реакция на присутствие Ирана на переговорах. Но точку зрения иранцев мы должны знать и в полной мере учитывать".
Между тем, вчера в российском МИДе, где ведут интенсивные переговоры как с представителям сирийской власти, так и с представителями оппозиции, заявили, что продолжают держать вопросы гуманитарной ситуации в Сирии в центре пристального ежедневного внимания. К 10 февраля более шестисот человек, включая 210 женщин и 180 детей, смогли покинуть блокированный район старого города в Хомсе в рамках договоренности о прекращении боевых действий между правительственной армией и вооруженной оппозицией. Сотрудникам Сирийской организации Красного полумесяца удалось доставить в блокированный район продукты. Принимаются меры по выходу христиан и эвакуации. Однако на Смоленской площади посетовали, что в ходе проведения гумоперации имели место случаи нарушения режима прекращения огня со стороны боевиков, в результате чего, по крайней мере, пять человек погибло, а 20 получили ранения.
"Подобные действия расцениваем как попытку сорвать данную гуманитарную акцию и создать неблагоприятный фон вокруг начавшегося 10 февраля в Женеве второго раунда прямых межсирийских переговоров", - заявил официальный представитель МИД Лукашевич.