Продолжение. Начало см. «Треугольник Шихлинского»: семья, армия, наука
За несколько месяцев до смерти Али Ага Шихлинский продиктовал военные мемуары, которые были опубликованы в 1944 году под названием «Мои воспоминания». Эта книга стала первым военным мемуаром в истории Азербайджана. Ни один российский и советский военный историк не мог обойтись без обращения к ценнейшим сведениям, фактам, историям, собранным в этой уникальной книге. Али Ага участвовал в четырех войнах в разных концах света – в Японии, Китае, на Кавказе и Европе. За невероятный талант в области военного искусства генерала Шихлинского прозвали «богом артиллерии».
Выпускник петербургского Михайловского училища Али Ага Шихлинский с началом русско-японской войны 1904-1905 годов был назначен командиром батареи, с которой ему довелось участвовать в обороне Порт-Артура. Капитан Шихлинский проявил в сражениях особый героизм. Несмотря на тяжелое ранение в ногу, он не оставил батарею и продолжал командовать и подбадривать своих солдат. Первый штурм Порт-Артура, предпринятый японцами, закончился полным провалом благодаря меткой ночной стрельбе русской артиллерии. Именно тогда Али Ага придумал и применил на практике свой знаменитый «треугольник», который позднее войдет в учебники по военному делу не только в России, но и в Европе.
Не прошло и десяти лет после окончания русско-японской войны, как Российскую империю настигла новая беда – Первая мировая война. Во время этой войны Шихлинский занимал несколько руководящих должностей в артиллерии, возглавлял артиллерийскую защиту Петрограда, был начальником артиллерийских войск Западного фронта, а в начале 1917 года получил звание генерал-лейтенанта артиллерии и был назначен командующим 10-й армии Западного фронта.
Однако настоящим делом всей его жизни стало создание Национальной азербайджанской армии. После Октябрьской революции Шихлинский подал в отставку и уехал в Баку. Осознавая тяжелое положение, в котором оказалась страна, Али Ага понимал, что если азербайджанский народ хочет обезопасить себя от внешней интервенции и других потенциальных бед, ему необходима своя собственная регулярная армия. 15 ноября 1917 года Шихлинский формирует в Тифлисе первый азербайджанский национальный корпус. В конце года он вместе с первым составом своего штаба переезжает в Гянджу.
Выступая 20 февраля 1919 года перед солдатами созданного Национального азербайджанского корпуса по случаю первого выпуска школы азербайджанских прапорщиков в Гяндже генерал Али Ага Шихлинский сказал: "Азербайджанцы должны помнить раз и навсегда, что родная армия - не богадельня и не для того существует, чтобы получше мог устраиваться в ней всякий азербайджанец. Это - опора Отечества, в которую должны входить достойные сыны страны".
В мае 1918 года генерал узнает из газет о намерении объявить Азербайджан независимой республикой. Уже на следующий день Али Ага подготовил проект военного министерства нового государства. Шихлинский предлагает вместо корпуса создать дивизии, которые бы непосредственно подчинялись военному министру и его заместителям. К декабрю 1918 года Али Ага разработал подробный план создания регулярной армии Азербайджана.
Однако на пути к формированию сильного и обороноспособного механизма регулярных войск встал первый военный министр независимого Азербайджана Хосров-Бек Султанов, который был гражданским лицом. Внутренняя ситуация в стране осложнялась с каждым днем. В западных районах пришлось ввести военное положение. Шихлинский настаивал, что в таких обстоятельствах во главе военного министерства должен стоять военный человек, а не гражданское лицо, или, по крайней мере, при нем должен существовать военный консультативный совет. Генерал направлял свой план создания регулярной армии в правительство снова и снова. «Подозреваю, что проект даже не был обсужден», - пишет в своих воспоминаниях Али Ага. Наконец, 25 декабря 1918 года Шихлинского назначают военным министром, но уже через четыре дня его понизили до заместителя министра. Однако в деле становления Национальной азербайджанской армии он все же сыграл ключевую роль, став фактически «отцом» регулярных войск Азербайджана.
После падения независимого Азербайджана и установления советской власти по инициативе Наримана Нариманова Шихлинский переезжает в Москву, где участвует в работе Управления инспектора артиллерии Рабоче-крестьянской Красной армии в составе Уставной артиллерийской комиссии, а также преподает в Высшей артиллерийской школе командного состава РККА. В 1921 году Али Ага с семьей возвращается в Баку, где через пару лет становится заместителем начальника Училища объединенного военного командного состава.
В 1925 году в бакинское училище с инспекцией приезжает Народный Комиссар по военным и морским делам СССР Фрунзе. Он был знаком с Али Ага еще со времен Первой мировой и на этот раз приехал к старому другу с предложением переехать из Баку в Москву. Фрунзе жаловался Шихлинскому, что после гражданской войны и многочисленных чисток Красная Армия осталась «обезглавленной». Все профессиональные офицеры и командиры либо были расстреляны, либо были вынуждены покинуть страну. Нарком умолял Шихлинского перейти в Главный штаб СССР, но тот вежливо отказался, ссылаясь на неважное здоровье свое и своей жены. Осенью того же года Михаил Фрунзе скончался при загадочных обстоятельствах. Али Ага, один из немногих военных офицеров царских лет, кто выжил в кровавом переделе советской власти, до конца своих дней остался работать в Азербайджане, который любил больше жизни.