В этом году в России и в мире отмечают 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Важность этого исторического события с каждым годом только возрастает. Память народов бывшего СССР о той войне подкрепляется общими ценностями. День Победы, добытой единством, - возможность отдать дань уважения всем, кто воевал или работал в тылу в военное время. О людях, приведших страну к Победе, вспоминает "Вестник Кавказа".
Одним из значимых дипломатических моментов той войны была Тегеранская конференция 1943 года - первая встреча руководителей трех ведущих держав антигитлеровской коалиции, когда Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились об открытии второго фронта. Города для проведения саммита был выбран методом исключения: в Западной Европе проводить встречу было опасно; Рузвельт и Черчилль не хотели встречаться со Сталиным на советской территории; а сам Сталин боялся в напряженное для страны время уезжать далеко от фронта. Между тем в Тегеране были представительства всех трех государств - его тогда контролировали советские и британские войска, также там находился американский контингент.
Кроме того, в Тегеране прекрасно работала советская агентура. Из-за геополитического расположения Азербайджана тамошним чекистам отводилась особая роль в региональных разведоперациях. Великолепно знал и чувствовал ситуацию в Иране Мамедгусейн Асадов, который еще в 19-летнем возрасте начал службу в одной из частей особого назначения Красной армии, а после начала Великой Отечественной войны Главное разведуправление командировало его в Иран. Асадов отлично владел оперативной обстановкой, хорошо знал несколько иностранных языков и располагал широкими разведывательными возможностями.
Когда в 1941 году части Красной Армии заняли Северный Иран, разведотделы советских 44-й и 47-й армий провели работу по ликвидации в Иране германской агентуры. В Тегеране дислоцировался советский 182-й горнострелковый полк, охранявший важные объекты, который перед началом конференции был заменен на более подготовленную часть. Словом, обстановка в Тегеране накануне конференции была сложной, но контролируемой.
Тем не менее Сталин отказался лететь в иранскую столицу на самолете и 22 ноября 1943 года выехал в Баку, а уже оттуда – на военном самолете с Тегеран.
Пока Сталин находился в дороге член Главного командования, начальник Генштаба, маршал Советского Союза Александр Василевский прибыл на крайний юго-восток Азербайджана, в Астару, где его встретил Мамедгусейн Асадов. Оттуда Василевский и Асадов, который к тому времени занимал пост руководителя торгпредства СССР в Иране, отправились в Тегеран. По указанию Сталина, основная цель приезда Василевского заключалась в проверке готовности к встрече лидеров антигитлеровской коалиции и контроле вопросов безопасности.
А с безопасностью как раз возникли проблемы, о которых советский зритель знает из детектива, снятого в 1980 году советскими, французскими, швейцарскими и испанскими кинематографистами, «Тегеран-43». Фильм, конечно, художественный, в нем много вымысла, но основан он на реальных событиях.
Накануне Тегеранской конференции Мамедгусейн Асадов получил информацию о подготовке немецкой разведкой покушения на глав СССР, США и Великобритании. Он был в числе тех, кто участвовал в предотвращении покушения.
Советские разведчики вместе с британскими коллегами из МИ-6 пеленговали и расшифровывали все сообщения немецких радистов, которые готовили плацдарм для высадки диверсионной группы. Немецких радистов перехватили, а затем взяли и всю немецкую агентурную сеть. Для координации деятельности советской контрразведки в Тегеран был срочно направлен военный контрразведчик подполковник Николай Кравченко, организовавший безопасность работы саммита силами отделов «Смерш» войсковых соединений Красной Армии, дислоцированных в Иране. Теракт планировалось осуществить 30 ноября, в день рождения Черчилля. За три дня до прибытия глав государств была усилена охрана аэропорта, здание аэровокзала, подъезды к нему, были выставлены дополнительные посты на всем маршруте следования кортежей.
В итоге и Сталин, и Рузвельт, и Черчилль благополучно прилетели в Тегеран, провели конференцию и вернулись в свои страны.
Все руководящие сотрудники советских органов госбезопасности, отвечавшие за обеспечение безопасности конференции, были награждены орденами. 36 солдат и офицеров 131-го мотострелкового полка войск НКВД были удостоены высоких наград: 1 человек — ордена Ленина, 12 — ордена Красного Знамени, 9 — ордена Красной Звезды, 7 — медали «За отвагу» и 7 — медали «За боевые заслуги».
За исключительную роль в проведении этой операции Мамедгусейн Асадов был награжден двумя орденами одновременно – Ленина и Красной Звезды.