Цены производителей на автомобильный бензин в сентябре в России выросли на 3,3% по сравнению с августом, на дизтопливо - повысились на 2%, сообщил Росстат. Увеличение потребительских цен на бензин было отмечено в 77 субъектах РФ. Цены производителей на нефть, добытую в сентябре, выросли на 6,1% (с начала года - на 16,8%), тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом снизились на 0,2% (с начала года увеличились на 0,2%).
Ситуацию на топливном рынке комментируют президент Российского топливного союза Евгений Аркуша и заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин.
"Если смотреть средние цифры за весь год, то мы увидим, что действительно наблюдался рост оптовых и розничных цен, - говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Но этот рост объективен. Он связан с двумя основными факторами: инфляционные моменты и рост акцизов, который у нас в течение нескольких лет проходит и запланирован еще на несколько лет вперед. Если посмотреть усредненные цифры за 10 месяцев этого года и сравнить их с усредненными цифрами прошлого года, мы увидим, что оптовые цены выросли по сравнению со средними цифрами прошлого года всего лишь на 2%, а розница выросла примерно на 6-7%. Эти показатели целиком укладываются в те инфляционные процессы, которые наблюдаются в стране".
Июль и август были ознаменованы достаточно резким ростом оптовых цен, признает Аркуша, но призывает не забыать, что "в течение первой половины года цены оптовые существенно снижались, благодаря неким факторам – и большие запасы, и присутствие белорусского бензина на нашем рынке. Поэтому, в принципе, этот рост цен был ожидаем. Единственное, что было не очень приятно – то, что этот рост произошел как бы одномоментно, в течение двух месяцев, и вызвал такую напряженку в отрасли".
Сейчас, по словам президента Российского топливного союза, "оптовые цены стабилизировались, и мы наблюдаем больше понижательный тренд. При этом розница на сегодняшний день находится на грани рентабельности: на сегодняшний день, если брать московские цены, оптовые и розничные, мы видим, что маржинальная доходность составляет 10-11%. В принципе, это даже ниже, чем необходимо для нормальной работы. Поэтому в ближайшее время мы ожидаем снижения оптовых цен и, возможно, к концу года даже увидим и снижение розничных".
Что касается прогнозов на следующий год, то, по словам Аркуши, цены будут расти: "На сегодняшний день отсутствуют объективные экономические факторы, которые могут привести к снижению цен. Ежегодный рост акцизов, инфляция плюс то, что Минфин сейчас называет «налоговым маневром» - его можно по-разному оценивать, но, если посмотреть глобально, то мы увидим, что Минфин планирует в результате этого маневра получить в бюджет дополнительно 175 млрд рублей. Естественно, эти деньги должны в конце концов быть взяты с потребителей… Это примерно 8% от сегодняшней цены на топливо. Плюс инфляция. Цены, к сожалению, будут расти, и задача и госрегуляторов, и участников рынка – сделать так, чтобы этот рост был достаточно плавным и не вызывал ажиотажного спроса и нервного отношения к этому потребителей".
"Цены на топливо, если посмотреть на данные Росстата, меняются на розничном рынке с темпами, близкими к темпам инфляции, - говорит заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин. - Что влияет на цену? Ситуация на внутреннем рынке – это то, в какой мере сбалансированны спрос и предложение. Мы подписали четырехстороннее соглашение с нефтяными компаниями для того, чтобы любые озабоченности и риски, с этим связанные, нивелировать. Сейчас нефтяные компании с нами подписали соглашения - 18 самых крупных компаний страны. Мы в режиме постоянного мониторинга отслеживаем соблюдение требований по достаточному предложению топлива на внутреннем рынке, по процессам модернизации".
ФАС волнуют вопросы, связанные с тем, чтобы топливо, произведенное в стране, в достаточном объеме предлагалось на внутренний рынок. "Летом значительные объемы были направлены на экспорт. В течение некоторых месяцев летнего периода объем поставки на внутренний рынок отставал несколько от аналогичных цифр прошлого года. Сейчас ситуация стабилизировалась. Имеются достаточные запасы топлива – и по бензинам, и по дизельному топливу, в том числе по дизельному топливу зимнему. В существенной степени смягчить ситуацию на рынке позволила биржевая торговля, в том числе за счет того, что мы все в большей степени приближаемся к режимам равномерности и регулярности торгов", - говорит Голомолзин.
По его словам, ФАС вынес "ряду нефтяных компаний предупреждение по факту того, что они не торговали по установленному законом о защите конкуренции. Компании исполнили в полном объеме все требования, которые были установлены в этом предупреждении, и топливо продается на биржевой площадке в режиме регулярности и равномерности… В этом году и в прошлом году уже достаточный объем сделок был зарегистрирован на биржевых площадках, что позволяет нам иметь адекватные индикаторы цен внутреннего рынка. Плюс мы также отслеживаем цены сопоставимых зарубежных рынков для того, чтобы в этом треугольнике индексов биржевого, внебиржевого и нетбэка находить оптимальную рыночную цену. Наши коллеги в Минэнерго ведут соответствующий анализ также по системе как нефтепродуктообеспечения, так и по НПЗ. Плюс мы обсуждаем сейчас вопросы, связанные с совершенствованием системы резервирования топлива. Важно, чтобы были понятны прозрачные индикаторы формирования резервов и возможности задействования резервов в случае, если возникают непрогнозируемые ситуации. В целом, ситуация находится на контроле".
Однако есть ряд факторов, которые предопределяют общий характер оборота нефтепродуктов на внутреннем рынке, на которые антимонопольные органы не могут влиять. "В частности, вопросы налогообложения в последние несколько лет были основным драйвером роста цен на внутреннем рынке".