Вестник Кавказа

Союз распался, а конфедерация осталась

На проходящем в Центральном доме художника XVI Московском международном художественном салоне «ЦДХ-2013. Процесс» корреспонденту «Вестника Кавказа» удалось побеседовать с президентом Международной конфедерации союзов художников, председателем Союза художников Азербайджана Фархадом Халиловым. 

- Как вы оцениваете работу Международной конфедерации союзов художников?

- Эта выставка очень ярко демонстрирует действия конфедерации. Устроить такую большую выставку, собрать столько стран, уже сегодня независимых – все понимают, что очень сложно. Поэтому я считаю, что конфедерация сегодня очень активна в плане проведения выставок, встреч художников, симпозиумов. Конфедерация сегодня стоит на ногах крепко. Каждая встреча художников событие, которое формирует будущее художника. Здесь очень хорошие представлены вещи, и не только конфедерации, тут есть внеконфедеративные проекты, и тоже очень много интересных работ, из российской глубинки есть замечательные художники, просто прекрасные. Устроить такую встречу – это уже удача, и это стоит того, чтобы тратить на это какие-то ресурсы. Этот салон живет уже много лет, и с каждым годом расширяется. Сегодня вся Прибалтика участвует, и они желают не только участвовать, а быть в тесном контакте с конфедерацией.
Все это вселяет оптимизм, то есть это все будет расширяться, и даже этот проект будет расширяться, видоизменяться. Издаются книги многих замечательных художников, большие альбомы, касающиеся всей конфедерации, искусства всей конфедерации, всех стран. То есть это серьезная, большая работа. 

- Работы молодых азербайджанских художников отличаются от работ художников советской школы?

- Они меня порадовали. Среди них есть замечательный скульптор, который живет в Москве. Очень хорошая экспозиция. А что отличает? Советский период имеет свои недостатки, но он имеет и свои положительные стороны. Идеологическое давление давало стимул к сопротивлению, что в свою очередь давало положительные результаты. Может быть, те работы нельзя было показать так, как сегодня мы можем показать молодых художников, но и на тех выставках бывали очень интересные работы. Здесь, в экспозиции, есть такой проект художников, которые рисовали в советский, период, когда им не было тридцати пяти. Тут замечательные художники представлены – от Наташи Нестеровой до Лубенникова. Это замечательные вещи. Художников нельзя распределять на строи, художник всегда был и будет. Он всегда был в определенном смысле оппозицией. Так должно быть. Сегодня я бы не сказал, что молодым художникам легче, хотя они могут показать все. Но иногда им бывает, может быть, даже сложнее. У них проблемы экономические. У нас они тоже были, но не в первом ряду. Многие наши друзья из-за рубежа тоже не понимали, как мы можем последний рубль потратить и не подумать, что будет завтра. Сегодня эти проблемы довольно жесткие. Я считаю, что они влияют. Они создают сложности художнику. Они создают сложности внутри него, в том, что он пишет. И он не может не думать, что он должен это продать. Это довольно сложно, это довольно серьезно. И то, что здесь есть замечательные ребята на этой выставке, которые, проходя через все эти сложности, остаются художниками и показывают свое сердце, - это очень важно. Я думаю, что это будет во все времена. Все поколения будут иметь свое время, которое будут вспоминать как лучшее.
Конечно, отличия есть, потому что время идет. Советский Союз тоже двигался. Допустим, в 1960-е в Европе был расцвет за счет инерции искусства, он был и в Советском Союзе. Все это взаимосвязано было. Может, у нас не было такой колоссальной информации, но все равно мы получали информацию, которая нам была нужна. И Москва, с ее выставками, с ее подвалами, с ее замечательными мастерами… Я считаю, что было очень интересно. Поэтому я желаю нашим молодым так же интересно жить.

Справка от «Музеев России»
Фархад Курбан оглы Халилов (род. 1946) заявил о себе в конце 1960-х - начале 1970-х уже на первых всесоюзных молодежных выставках. Он начал свое обучение в Азербайджанском государственном художественном училище им. Азим-заде (1961-1966), затем продолжил учебу в Москве, где посещал Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) (1966) и Московский полиграфический институт (1969-1975), в котором его работа была высоко оценена знаменитыми педагогами Гончаровым и Басовым.
Главным "университетом" в судьбе Халилова стала художественная жизнь неофициальной Москвы 1960-1970-х. Он много времени проводил среди художников-нонкоформистов, посещал квартирные выставки, общался с Кабаковым, Целковым, Купером, Чубаровым, Басыровым. Халилов был своим в той богемно-художественной среде, в которой не только горячо обсуждали новинки современного западного искусства и произведения русского авангарда, недоступные в то время для публики, но и создавали собственные работы. Он свободно ориентировался в пространстве мировой культуры и, вместе с тем, не обрывал связь с национальной традицией. После возвращения на родину его избрали председателем Союза художников Азербайджана. Москва по сегодняшний день остается любимым городом художника, местом не только дружеского общения, но и источником вдохновения.
Главные мотивы пейзажей Халилова - море и виды Апшерона: Загульба, Бузовны, Горадиль, Нардаран, Маштага. Для его произведений характерна обобщенная трактовка цвета и пространства, отсутствие повествовательности. Работы близки абстрактному минимализму, изображаемое зачастую сведено к знаку, образно и поэтически выражающему впечатление от природы юга. Жанр, в котором работает художник, можно охарактеризовать как символический пейзаж. Творчество Халилова считается сплавом русской и европейской живописной традиции и восточной культуры.
13955 просмотров