На южных склонах Большого Кавказского хребта, посреди горных рек и слепящих своей зеленью лугов раскинулся Шеки.
Спросите любого азербайджанца про эти земли, и он сразу улыбнется, скорее всего, тут же расскажет анекдот или начнет вставлять частицу "ха" перед каждым предложением. Эта особенность шекинского говора очень прилипчива, и давно стала объектом шуток самих шекинцев.
На южных склонах Большого кавказского хребта посреди горных рек и слепящих своей зеленью лугов раскинулся Шеки. Спросите у любого азербайджанца про эти земли, и он сразу улыбнется, скорее всего, тут же расскажет анекдот или начнет вставлять частицу "ха" в каждом предложении. Эта особенность шекинского говора очень прилипчивая и давно уже стала объектом шуток самих шекинцев.
Велиеддин Маммедов, житель Шеки
- Как обычные люди смеются "ха-ха", а мы все шекинцы смеемся больше: "ха-ха-ха-ха-ха".
Шеки расположен в 350 км от Баку. Это приблизительно четыре часа на автомобиле по современной, прямой как палка трассе. Горный участок дороги тоже есть, но совсем небольшой и практически не заметный.
Шекинцы – это особенные азербайджанцы. Они подобно габровцам, шотландцам и каталонцам известны своей сметливостью и расчетливостью, но при этом безграничной доброжелательностью и отличным чувством юмора. Не стоит думать, что шекинцы скуповаты. Они просто прекрасные экономисты. Их земли издавна привлекали торговцев и ремесленников. И мастерить, и торговать здесь умеют как нигде в Азербайджане.
- Сколько стоит?
- 20 манат (около 800 р. - прим. "Вестник Кавказа")
- Что так дорого?
- Почему? Это хорошее качество. Нигде в магазинах нет, только одна.
Шеки издревле был крупным центром торговли. Через город пролегал один из отрезков Великого шелкового пути – из Китая в Средиземноморье. Скорее всего, именно по этому шелковые вещи в Шеки – это признак хорошего тона и вкуса хозяина. Много веков назад здесь освоили собственное шелковое производство. Особенно знамениты в Шеки нежные келагаи – традиционные женские головные платки. Раньше их делали только мужчины. Настоящий келагай подобно оренбургскому платку должен легко проходить через обручальное кольцо.
В советское время всех мастеров объединили под крышей шелкового комбината. Сегодня это современное предприятие, оснащенное новейшим оборудованием, занимается оно не только шелком, но и шерстью. Здесь ткут знаменитые шекинские ковры и делают это, как и много лет назад, вручную.
В городе сохранились караван-сараи 18 века – постоялые дворы, в которых останавливались купцы. Когда-то их было семь, сегодня остались лишь два. Оба на главной улице города, проспекте Ахундова, названной в честь отца азербайджанской драматургии и литературной критики, писателя и мыслителя XIX века, а также блестящего офицера русской армии, уроженца этих мест. Размеры караван-саравев говорят о том, сколько торговцев приезжали в Шеки. Площадь этого, например, верхнего караван-сарая – 8 тысяч кв. метров. И здесь больше 200 помещений. Сегодня он тоже принимает гостей. Здесь расположился современный отель. В нижнем каравай-сарае недавно закончилась реконструкция, и он тоже стал действующей гостиницей. В последние годы в Шеки появились совершенно новые отели. Все здания были построены в типичном для шекинской архитектуры стиле, и они встраиваются в облик города.
Шекинцы туристов почти никогда не называют "туристами", предпочитая почтительное "гость", а к гостям в Азербайджане, как известно, отношение особое. В Шеки любят и гостить и принимать гостей. Есть даже анекдот на этй тему. Шекинец приехал в другой город, его спрашивают: "Надолго?", он отвечает: "Если плохо примите, на неделю; если как в Шеки, то надолго".
Большая часть проспекта Ахундова проходит по кварталу "Юхары баш", который с 1967 года является историко-культурным заповедником, а это означает, что строительство современных зданий, а также снос старых в этом районе Шеки категорически запрещены. Заповедная зона должна оставаться нетронутой для потомков. Двух-трехэтажный Юхары баш с его красными черепичными крышами и булыжной мостовой замер где-то в конце 18 века. И кажется, стоит лишь прислушаться, как где-то рядом раздадутся ритмичные мотивы старинных национальных мелодий и покажутся придворные шекинского хана.
Шекинское ханство стало первым, вышедшим из-под персидского владычества на территории современного Азербайджана. Это произошло в середине 18 века. Судить о могуществе и светском характере ханства можно, посетив шекинский дворец, летнюю резиденцию ханов. Олицетворение лучших традиций азербайджанской архитектуры и живописи. Здание не очень большое – 6 комнат, 4 коридора и 2 балкона, но какие! Дворец богато расписан снаружи и изнутри. Здесь можно встретить и сюжеты из придворной жизни, и сцены войны и охоты, а также философскую роспись. Но будьте осторожны – во дворце высокие пороги, это сделано специально. Раньше полы были застелены коврами, и на них сидели, облокотившись на подушки, а такой порог спасал от сквозняков.
По преданию хан был поражен, когда впервые увидел этот дворец, и спросил мастера его создавшего: "Можешь ли ты построить что-то более прекрасное?" - "Могу", - ответил зодчий. И тогда правитель приказал ослепить его. Другие рассказывают, что ему отрубили руки, но это совсем не так. Аббас Кули, так звали архитектора, после Шекинского дворца построил еще множество прекрасных зданий не только в Шеки, но и на территории современных Ирана и Турции. А здесь на потолке есть его художественный автограф.
Всю правду о шекинском дворце знают лишь две огромные чинары, словно стражники, стоящие у входа. Их возраст более 500 лет. Они были посажены задолго до начала строительства. Красотой шекинского дворца восхищались Лев Толстой и Александр Дюма-отец, описавший ханский дворец в своих записках о Кавказе. А знаменитый турецкий поэт Назым Хикмет сказал о дворце: "Даже если в Азербайджане не будет больше никакого другого здания, достаточно показать миру Дворец ханов".
Сейчас решается вопрос о включении Шекинского дворца и всего заповедника в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В Шекинском дворце невозможно не обратить внимания на окна – витражи из разноцветной мозаики, собранные из венецианского стекла, безо всяких креплений вмонтированные в ажурные деревянные рамы, они называются "шебеке". Шебеке в Шеки делают до сих пор, мастерская совсем рядом со дворцом.
Гаджи Мустафа-заде, мастер шебеке
Чтобы обработать одну такую деталь нужно проделать 12 различных операций. Если ошибешься хотя бы на 1 мм, ничего не получится. В этом шебеке в одном кв. метре 5000 частей. Бывает больше, до 14000. Такие окна могут себе позволить не все, хотя заказов хватает. Последняя тенденция в моде – шебеке-светильники, недавнее изобретение шекинских мастеров. А для приезжих гостей здесь специально составляют маленькие шебеке в качестве сувениров. Местные умельцы используют технологии и знания, доставшиеся им от предков. И это очень характерно для Шеки. Тут можно встретить резчика по дереву, повара или портного в пятом, а то и в шестом поколении.
Среди других достопримечательностей заповедника стоит обратить внимание на дом Шекихановых – уникальный в своем роде шестигранный минарет, разрушенной Гилейлинской мечети, самый высокий в районе. Обязательно посетите местный краеведческий музей, это рядом с Шекинских дворцом, и Музей народного промысла. Последний расположен в древнем албанском храме, христианской постройке 8 века н.э. Храм не имеет никакого отношения к нынешним албанцам. Церковь построили албаны – это представители племен, когда-то объединившихся в союз – Кавказскую Албанию. Когда-то он был круглым, а боковые пристройки в виде креста построили в начале 19 века, когда Шекинское ханство добровольно вошло в состав Российской Империи. История Албании насчитывает почти 11 столетий – с 3 в. до н.э. до 8 в. н.э. В период своего расцвета Албания простиралась от реки Аракса, до отрогов Большого кавказского хребта. Это самое раннее государство, которое существовало на севере современного Азербайджана. Кстати, албанские церкви сохранились не только в Шеки-Закатальском районе страны, но и в горном Ширване, Карабахе, Аране, практически повсеместно в Азербайджане.
Большая часть достопримечательностей Шеки находится в пределах массивных укреплений, возведенных в середине 18 века первым шекинским ханов Хаджи Челеби. Эти стены – "Крепость хана", или "Новая крепость". Старая тоже сохранилась, она находится в четырех километрах от города на вершине холма, посреди кизиловых зарослей. Ее называют "Гелярсян-Гёрярсян" - "Приедешь, увидишь". Говорящее имя. Эту крепость построили еще в 10 веке. Когда спустя почти 900 лет хан Хаджи Челеби поднял против персов восстание, он сделал ее своим форпостом. Хану прислали ультиматум, на что Хаджи Челеби ответил, что его укрепления устоят под любым натиском. По преданию персидский хаш воскликнул: "Что же у тебя за крепость такая?!" На что хан ответил по-шекински остро: "Гелярсан, гёрарсан" - "Приедешь, увидишь". Некоторые части крепости полностью разрушены. И в этом есть что-то романтичное. Хотя в ближайшее время здесь начнется масштабная реставрация. Территорию крепости пока еще активно используют для геокешинга – поиска сокровищ при помощи GPS-навигатора. С крепостных стен открываются удивительные природные пейзажи. Величественные горы, слепящие зеленью леса, где-то внизу шумит река Киш. Это сейчас река Киш выглядит как бурный ручей, но так бывает не всегда. Весной ее русло заполняется водой. А в 18 веке река киш вышла из берегов, и ее мощные потоки уничтожили Шеки. Именно поэтому старый город выдержан в одном архитектурном стиле – строили все одновременно.