«В России проживают граждане 193 национальностей, которые говорят на 277 языках и диалектах. Основным фактором, объединяющим наше многоэтническое общество, является принадлежность к российской гражданской нации. Обеспечение права на самоидентификацию, сохранение языка, культуры, традиций, вероисповедания, а вместе с тем сохранение межнационального мира и согласия», - заявил министр регионального развития в ходе обсуждения программы Федеральной программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России". Программа предусматривает, в частности, поддержку национальных культурных объединений, разработку стратегии этнокультурного развития и региональных программ в сфере межнациональных отношений, а также создание системы мониторинга и раннего предупреждения межэтнических конфликтов.
Программу в частности и национальную политику вообще в интервью «Вестнику Кавказа» комментируют руководитель фонда "Стратегия-2020 Михаил Ремизов и заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков.
«Программа всегда оценивается через целевые индикаторы. В данном случае основные индикаторы характеризуют степень положительного отношения, оценку межнациональных отношений в стране гражданами и уровень толерантности. Но, во-первых, такие показатели очень легко подстраиваются. Просто за счет проведения социологического опроса с нужными параметрами, потому что для профессионального социолога нет никакой проблемы в том, чтобы получить искомый результат при опросе. Во-вторых, у нас острота межнациональных отношений связана совсем не с тем, что люди не толерантны к этническим различиям. Наивно думать, что те, кто недоволен положением русских в России или поддерживают лозунг «Россия для русских!», оценивают поведение представителей диаспор по форме носа или по цвету глаз. Они реагируют феномен этнической преступности. Этот феномен никак не оценивается в программе.
Этническая преступность связана не с тем, что какие-то национальности больше предрасположены к преступной деятельности. Разумеется, нет. Это связано с тем, что клановые, родоплеменные, этнические связи являются для организованной преступности прекрасной матрицей, на которой формируются отношения доверия, отношения «свой-чужой». Если мы говорим о бытовой преступности, то это сниженный порог применения насилия по отношению к чужаку», - считает Ремизов.
По его словам, в программе «упоминается и миграционный наплыв из Средней Азии в качестве одной из проблем, но ничего, что говорило бы о решении этой проблемы, нет. Чтобы интегрировать Северный Кавказ в единую российскую гражданскую культуру, нужно внедрить нормы и принципы светского государства или представления о приоритете законов России над законами шариата или адата, гражданских законов. Такой задачи тоже в программе не ставится. Если эта сложная задача будет дополняться необходимостью интегрировать миллионы прибывающих из Узбекистана, из Таджикистана, то эта задача станет нерешаемой. А на выходе мы рискуем провалиться в страны третьего мира, которые не могут развиваться по причине того, что разные части общества живут в разных исторических эпохах. Кто-то в рабовладельческом и родоплеменном строе, кто-то живет в постиндустриальном обществе. Такое общество не может быть стабильно развивающимся».
Между тем, по мнению заведующего кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонида Полякова, «национальная политика в России – это один из важнейших компонентов внутренней политики в целом. Национальная политика – ключ к решению многих проблем, потому что и экономические сложности возникают в таких республиках сложных как Дагестан, и проблемы с социальным обеспечением, социальной структурой, в связи с тем, что в национальной политике не все предусмотрено. Это должно быть предметом первоочередного внимания».
Однако, как считает Поляков, «эта сложность обусловлена объективным состоянием после распада Советского Союза. В Советском Союзе действовала выстроенная система пропаганды, агитации, воспитания так называемой “дружбы народов”. Как бы мы ее ни критиковали, с детства работал конвейер на то, чтобы максимально нивелировать этно-конфессиональную разницу. Сегодня, когда такой пропагандистской машины не существует, когда каждый субъект сам по себе, острота взаимодействия различных этносов, населяющих Россию, острота взаимодействия автохтонного, местного населения с приезжими из других регионов создает колоссальную проблему, которую надо решать. Неслучайно в президентской программе, с которой Владимир Путин шел на выборы в 2012 году национальной политике уделено большое место».
Поляков предлагает «признать государствообразующую роль русского народа, признать Россию в качестве уникальной цивилизации, в создании которой принимали и продолжают принимать участие все народы, населяющие Россию. Кроме того, должно быть исключительное внимание к проблеме, которое подкрепляется и действиями государственных органов, в том числе финансированием, к тем районам и субъектам РФ, в которых действительно сложная ситуация. То есть должна выстраиваться гибкая социально-экономическая политика, которая позволяет выравнивать уровень жизни во всех регионах. Нужно стараться воздействовать на ситуацию и общественное мнение, чтобы в обществе не раздувались отдельные случаи проявления межэтнической конфликтности, а наоборот, чтобы культивировался дух добрососедства, толерантности. Это должна быть воспитательная программа, которая начинается буквально с детского сада и со школы, которая вовлекает в себя и младшее поколение, и семьи, и родителей. Здесь крайне велика роль российских традиционных конфессий, задача которых – всячески способствовать гражданскому миру своими средствами».
Что касается роли и ответственности СМИ за то, что происходит на Северном Кавказе, то Полякову кажется, что «надо каждый день об этом помнить. Очень легко плеснуть бензин в костер, который и без того тлеет. Этого делать не надо. При всем желании, при соблазне выиграть у конкурентов по сенсационности, нужно понимать, что Северный Кавказ – это игра на крови. Всякий, кто хочет нажиться на этом сегодня, пилит сук, на котором сидит. Северный Кавказ – неотъемлемая часть РФ. И относиться к этому региону как к какой-то обузе, угрозе – совершенно неправильно. Мы все вместе, в том числе и работники СМИ, должны способствовать тому, чтобы отношения между Северным Кавказом и остальной Россией, по сути, гражданами одной страны, выстраивались не по тому принципу “свой-чужой”, а по принципу того, что мы один народ. Если это сознание, в том числе с помощью СМИ, будет культивироваться, я мы в ближайшее десятилетие очень серьезно сможем продвинуться на этом пути».