Вестник Кавказа

Россия: средний чек в магазинах снизился

По данным Росстата, с 12 по 18 января индекс потребительских цен составил 100,2%, с начала месяца - 100,5%, в целом за январь – почти 104%. За неделю цены на сахар увеличились на 0,8%, на яйца - на 0,4%, на баранину, мороженую рыбу, сливочное масло, сметану, молоко, макароны, муку и чай - на 0,3%. Прирост цен на плодоовощную продукцию составил 1,1%.

Между тем, ссылаясь на данные Росстата, председатель Аграрной партии России, заместитель исполнительного директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств  Ольга Башмачникова заявила, что в прошлом году стоимость продуктов выросла на 20%, по некоторым категориям это 40%, особенно крупы бобовые, рыба, овощи. Растительное масло подорожало 30%, на хлеб и молоко процент подорожания был несколько меньше. "Увеличение цен практически скоррелировало на снижение объемов покупательской способности населения. То есть рынок по говядине снизился на 42%, население переключилось на белое, более дешевое мясо, на птицу. Объем покупательской способности по птице был увеличен, как и наше внутреннее отечественное производство. Объемы потребления сливочного масла были уменьшены. В 2015 году объем потребления вырос в картофеле, это почти 20%, в свинине, плюс 7%, и в мясе птицы плюс 6%. Остальные продукты питания закупались меньше. Овощей было закуплено на 10% меньше", - заявила Башмачникова.

По ее словам, ассоциации розничной торговли подтверждают информацию о том, что средний чек в магазинах снизился. "Это говорит о том, что население не способно покупать столько продуктов, сколько покупало раньше. По данным ВЦИОМа, 63% населения вынуждены экономить на продуктах. А процент людей, которые всегда стараются покупать продукты из категории дешевых, вырос с 10% до 30%", - говорит эксперт.

По ее словам, рост цен в 2016 году может быть продолжен, но есть и рычаги, которые на этот рост цен могут влиять. "От того как государство сработает, зависит многое. Цены растут из-за девальвации рубля, а в сельскохозяйственном производстве достаточно много составляющих, которые имеют импортный характер. Это семена, это средства защиты растений, перерабатывающая продукция, это оборудование. Эти факторы влияют на стоимость", - заявила Башмачникова.

Если отследить путь движения продукции от поля до магазина, становится понятно, какое огромное количество посредников в этой цепочке. "Это те посредники, которые по дешевке пытаются скупить сельхозпродукцию на месте, дальше идут перерабатывающие предприятия, они тоже должны покрыть свою себестоимость и получить какую-то маржу, чтобы заниматься в дальнейшем расширенным производством. Это те посредники, которые закупают у перерабатывающих компаний и везут в торговые сети. Это тот доход, который должна получить торговая сеть. Все это "ложится" на цену продуктов. Чисто политически государство будет пытаться сделать так, чтобы на социально значимые товары цены все-таки не росли. Но этого мало", - уверена эксперт.

По ее мнению, чем больше продукции на рынке, тем больше вероятность того, что цены будут снижены: "Но конкуренция нужна не только в объемах, а собственно в каналах движения продукции от поля до прилавков, в той инфраструктуре, которая на это работает". 

12740 просмотров