В эти дни в Центральном доме художника проходит московский художественный салон «ЦДХ 2013. Процесс». Экспозиции 17 союзов художников СНГ и Прибалтики представляют произведения молодых художников, а Международная конфедерация союзов художников (МКСХ) представляет проект «Молодыми мы были…» – это живопись ныне известных мастеров из всех бывших республик Союза, которым на время написания работ не было 35 лет.
«Уже шестнадцатый по счету Московский международный художественный салон. На этот раз он целиком посвящен молодым художникам, - рассказывает председатель исполкома МКСХ Масут Фаткулин. - У нас уже был омолодежный салон несколько лет назад, но сейчас мы в полной степени соблюли чистоту эксперимента. Здесь действительно все только молодые, все выдерживают возрастной ценз до 35 лет. Второй проект - некое творческое соревнование молодых 1980-х. Интересные возникают параллели – молодые художники 30-летней давности и сегодняшние молодые. Там много есть общего, и есть многое, что их различает.
Для нас важно максимальное участие всех союзов. Уже много лет союзы художников Латвии, Литвы и Эстонии регулярно участвуют в наших салонах, и это дает целостную картину всего постсоветского пространства, когда мы были в одном Союзе художников, и через это мы осуществили очень много творческих идей, планов. Союз художников СССР не мог дальше существовать, потому что образовались независимые государства. Но то сообщество, которое раньше называлось Союз художников СССР, сейчас – союзы художников всех независимых национальных государств, подтверждает свою жизнеспособность. У нас есть намного более долгие, многолетние связи, чем последние политические события».
«Художники – это самая древняя профессия. Это было средством общения между людьми, поэтому это появилось еще раньше, чем слово. Тут мы имеем какие-то преимущества, - читает президент МКСХ, председатель Союза художников Азербайджана Фархад Халилов. - Но вообще люди искусства абсолютно одни и те же, потому что задачи стоят перед нами абсолютно одни и те же. Я ни к музыке, ни к литературе не отношусь как потребитель. К сожалению, не все писатели относятся так к изобразительному искусству. Художники – с одной стороны, более очевидно, что они делают, а с другой стороны, совсем не видно. И в этом сложность изобразительного искусства. Но каждая встреча – это огромная радость, потому что не все художники одинаковы, ни по стилю, ни по уровню, ни по таланту, но эти успехи очень важны, потому что они создают возможность продвинуться в своем искусстве, общаясь. Надо быть открытым, и взгляд должен быть открыт для взаимопонимания. Часто художники не понимают друг друга, потому что они видят все через призму своего искусства. Это не очень правильный путь. В этот момент надо уметь отказаться от себя и увидеть другого. Тогда происходит движение. Поэтому такие встречи очень важны. У молодых художников есть возможность вот так встречаться – это просто необходимо. Это то, что создает их будущее. Даже несколько человек сумеют на этой выставке дать друг другу то движение, которое необходимо художнику».
«Пройдя по всем этим залам, остаешься с ощущением, что в это наше трудное, труднейшее время конфедерация, которая все это время доказывала свое право на существование, преодолевая бог знает какие трудности и сложности, доказала, что имеет возможность показывать работы молодых художников в таком объеме, - думает председатель Московского союза художников Виктор Глухов. - Я вспоминаю наши прежние дела, всесоюзные выставки были, но они несколько другие были. Первое, что отмечаешь, - конечно, искусство экспозиции. Так все то, что представлено, скомпоновать, чтобы это не бросалось, не кричало, а смотрелось, не мешало друг другу, - это, конечно, нужно иметь особый дар экспозиционера. Это форма искусства – экспозицию сделать. У нас такие были мастера дягилевского времени. В экспозиции, прежде всего, нет никакого официоза и никакого украшательства, словно эта особенность передалась из залов нашего прежнего собрания.
Я прошелся, с большим интересом посмотрел то, что показано сейчас из собрания конфедерации, бывшего Союза художников СССР. Я с удивлением просто посмотрел. Никакого официоза, никакого украшательства. Это отличает все-таки прежнюю направленность от теперешней. Я с удовольствием останавливался перед каждым холстом и смотрел на отношение художника к холсту, к композиции, к поверхности, к колориту, к цвету. Мы говорим об идеологии, а я бы хотел сказать, что идеология идеологией, а идея в искусстве всегда существовала и всегда должна существовать».
«Идея поместить в экспозиции работы молодых художников, которые уже стали звездами в наших странах, просто замечательна, – говорит председатель Союза художников России Андрей Ковальчук. - Идешь по залу, вспоминаешь предыдущие годы, предыдущие молодежные выставки. И сравнение работ, которые созданы в последние годы, с теми работами, которые были созданы 30-40 лет назад, вызывает определенные чувства, определенные мысли. Мы видим те работы, которые сохранились в запасниках конфедерации, и это все дает возможность дальнейшего развития, особенно для молодых художников».
«Для меня эта выставка – показатель того, что искусство является той особой духовной ценностью, тем мобилизующим и солидаризирующим началом, которое объединяет людей разных поколений, людей разной эстетической ориентации, людей разных религиозных формаций, - говорит искусствовед, член президиума Российской академии художников Александр Рожин. - Это выставка для всех, но выставка профессиональная».