О существовании в России проблемы исламского образования заговорили не так давно. Если раньше объектами террористических атак становились, прежде всего, военные, то в последние годы - исламские идеологи. Причиной такого сдвига вице-спикер Госдумы Николая Левичев называет деформацию в системе религиозного образования: «Не имея возможности получить исламское образование в России, сотни и тысячи молодых людей уехали учиться за рубеж. Университеты и медресе Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Египта, Турции с распростертыми объятиями принимали россиян на учебу, обеспечивая их общежитиями, питанием и стипендиями. Естественно, подготовка студентов осуществлялась на основе взглядов, которые доминировали в этих странах, без учета российских культурных и национальных традиций… Как результат, в части российских медресе и мечетей появились радикальные проповедники, в том числе вербовщики различных исламистских структур, призывавшие сражаться против неверных… Практически все выпускники зарубежных исламских учебных заведений вернулись в Россию носителями совершенно другого восприятия мира, общества и ислама и быстро обнаружили несоответствие многовековых исламских традиций, принятых на территории России, тем взглядам, которые они почерпнули за рубежом».
Муфтий Мухаммедгали Хузин считает, что проблеме религиозной экспансии в Россию экстремистских течений и сект можно противопоставить систему традиционного мусульманского образования. По мнению Мухаммедгали Хузина, «за прошедшие 20 лет свободного, мирного развития религиозных организаций в РФ так и не была воссоздана утерянная исламская богословская школа РФ – ни в Казани, ни на Северном Кавказе. Происходило бесчисленное количество дроблений, разобщений мусульманской общины РФ. Конечно же, в этом присутствуют и объективные, и субъективные факторы: факторы влияния извне, страшная экспансия зарубежных исламских течений, будь то из арабских стран или из Турции, широкое распространение турецких сект, широкое распространение арабских сект на территории России, попытка замещения традиционного российского просвещенного ислама учениями и нурсистов, и ваххабитов, и салафитов и ахмадийя.
Многие религиозные течения и заблуждения в РФ пытались поставить во главу угла свои идеологии, поэтому воссоздание религиозно-философской школы было отодвинуто на дальний план. Мы видим, что очень много религиозных деятелей, которые могли бы стоять у истоков создания российской богословской школы, были просто физически уничтожены. За последние годы около 70 мусульманских религиозных деятелей были тем или иным способом убиты, взорваны, расстреляны.
Вполне логично воссоздание двух центров притяжения для внутренней России. Для тюркоязычного населения – центр в Казани, вполне логично воссоздание казанской богословской школы. Она занимала до революции свое законное место в мировом богословии, и не последнее место – издание Корана, толкование Корана, шариатские вопросы, много направлений богословия. Российская богословская школа занимала ведущие позиции в мировом пространстве. Это одновременно будет означать консолидацию всей мусульманской общины.
Вторая богословская школа вполне логично должна быть воссоздана на Северном Кавказе – скорее всего, это должен быть наиболее просвещенный Дагестан с его многовековыми традициями, исламу в Дагестане более 1400 лет, до времен вхождения арабов в Дербент там существовали и ныне здравствуют очень много богословов, действительно располагающих ресурсами для создания полноценной богословской шафиитской школы на Северном Кавказе. Это тоже будет играть определенную консолидирующую роль для мусульман Северного Кавказа».
Проблемы исламского образования
19410 просмотров