В Армении вокруг решения Конституционного суда (КС) от 24 января, временно освобождающего работодателей от ответственности за неуплату пенсионных взносов, сложилась абсурдная ситуация.
Во-первых, в госучреждениях, включая школы, министерства, различные ведомства и предприятия, вопреки желанию граждан, производятся отчисления в пенсионные фонды в размере 5% от зарплаты граждан.
Во-вторых, Минфинансов, Комитет по госдоходам (КГД) и ЦБ заявили об обязанностях хозяйствующих субъектов и ожидающих их последствий в случае неуплаты отчислений.
Несмотря на решение КС, министр финансов Давид Саркисян заявил, что с 20 февраля хозяйствующие субъекты ОБЯЗАНЫ перевести первые накопительные отчисления на соответствующий казначейский счет "Мост".
"Работодатели как налоговые агенты обязаны осуществлять обязательные накопительные выплаты",- заявил министр труда и социальных вопросов Артем Асатрян.
Напряженная тональность присутствует и в заявлении ЦБ от 7 февраля. Банк предупреждает о "тяжелых последствиях" неуплаты обязательных пенсионных взносов. Звучит предупреждение о том, что, в случае признания оспариваемых в КС положений закона "О накопительной пенсии" конституционными, участники накопительной системы (НС) обязаны осуществить выплаты за пропущенный период. При этом ЦБ взял на себя право комментировать решение суда: "КС процедурным решением не освободил участников НС от обязанности накопительных выплат. Действие соответствующих положений закона не приостановлено".
В-третьих, выяснилось, что существующие в налоговой сфере подходы препятствуют решению КС. Так, электронные отчеты, утвержденные КГД, не позволяют гражданам воспользоваться этим правом. Согласно утверждениям оппозиции, формы заполнения данных о налоге на прибыль составлены для работодателей таким образом, что не внести туда пенсионные отчисления невозможно. В противном случае, придется отказаться от заполнения налогового отчета, что чревато административными санкциями.
Оппозиционный депутат Арцвик Минасян считает, что правительство должно срочно пересмотреть действующий порядок и внести изменения в эти программы. В противном случае получается, что правительство препятствует выполнению решения КС. В ответ Артем Асатрян заметил, что для внесения изменений потребуются месяцы: "Система создавалась несколько лет, как же возможно приостановить ее за один день?".
Так Министерства финансов и социальных вопросов, а также КГД и ЦБ, несмотря на решение КС, выбрали тактику давления и запугивания граждан. Эта тактика может иметь две причины. Не исключено, что пенсионные отчисления являются частью какой-то актуальной экономической схемы правительства, направленной по покрытие "бюджетных дыр" и прочие цели. Во-вторых, правительство, возможно, не ожидало столь мощной негативной реакции общества и растерялось, а угрожающий тон вполне мог стать проявлением определенной паники.
Вместе с тем, "вольная трактовка" властями решения КС и заявления об обязательствах и последствиях их невыполнения стали причиной углубления протестных настроений, которые уже вышли за пределы столицы. 8 февраля митинг против НС прошел в третьем по величине городе страны - Ванадзоре. Активисты гражданской инициативы "Я - против" уверены, что движение распространится на другие города и области, включая Гюмри, Капан, Алаверди, Арарат. Активизировалась и оппозиция - представители ведущих оппозиционных сил указали на необходимость внесения в повестку дня вопроса о вотуме недоверия правительству.