На прошедшей неделе был вынесен приговор по одному из самых резонансных дел последних лет. На скамье подсудимых оказался один из самых известных представителей местной политической элиты – экс-премьер Серик Ахметов. Итоговое решение межрайонного суда по уголовным делам Карагандинской области вызвало не меньшее удивление у многих экспертов, нежели сам факт судебного преследования в отношении «человека из ближнего круга». А итог оказался таким – 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима с конфискацией имущества (прокуратура требовала 12 лет заключения).
За время своего хождения во власть Серик Ахметов зарекомендовал себя как осторожный чиновник, с акцентом на выполнение и решение хозяйственных вопросов.
От активного участия в публичной политике старался уходить, «группу поддержки» из числа карагандинских друзей если и поддерживал, то с соблюдением (хотя бы внешних) норм приличия. При этом даже на премьерском посту Ахметов не имел сильной медийной и экспертной поддержки, сложные вопросы предпочитал решать через механизмы аппаратных коммуникаций.
Тогда возникает закономерный вопрос – чем вызван столь строгий по меркам Казахстана и России итоговый приговор суда? Ведь на первый взгляд – не состоял, не привлекался, лично предан – качества, которые в сложных ситуациях не раз выручали топ-чиновников из более сложных ситуаций. И не случайно, что сам Серик Ахметов в последнем слове, казалось бы, взял абсолютно верную тональность: «Ваша честь, я хочу обратиться к главе нашего государства – Президенту Республики Казахстан Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, к своему учителю и наставнику. Я искренне прошу прощения у Нурсултана Абишевича Назарбаева за то, что не оправдал его доверия. Я понимаю, что я несу моральную ответственность за то, что в том числе из-за меня в Карагандинской области создана такая атмосфера. Главе государства приходится об этом думать и переживать».
По сходной схеме действовал экс-аким Павлодарской области Ерлан Арын, что, возможно, несколько облегчило его участь. Но даже столь искреннее признание не стало индульгенцией для Серика Ахметова.
Может быть, все дело в необычайной тяжести преступлений, совершенных в Карагандинской области, в период, когда Ахметов возглавлял этот стратегически важный регион?
Кстати говоря, группа «подельников» экс-премьера выглядит действительно солидно по именам: экс-аким Карагандинской области Бауржан Абдишев, бывший аким Караганды Мейрам Смагулов, начальники ЖКХ, транспорта и автомобильных дорог карагандинского городского акимата Айдос Жакенов и Мухтар Адамбеков. Им инкриминируется получение взяток, присвоение чужого имущества и прочие грехи на многомиллионные суммы. Но опять-таки, это не первый и, к сожалению, не последний случай чиновничьего мздоимства. Однако далеко не во всех случаях присутствовала подобная открытость, публичность и показательная беспристрастность следствия и суда.
Любопытный комментарий дал по этому поводу известный казахстанский политолог Андрей Чеботарев, который заметил, что «В Казахстане же подобные меры в отношении людей такого ранга принимаются только с прямого указания либо согласия главы государства. Возможно, что Ахметов стал жертвой аппаратных интриг, в которых сам не преуспел. Следовательно, реальная провинность Серика Ахметова гораздо серьезнее инкриминируемой ему судом».
В тоже время, есть версия, что никакой конспирологии в данном случае искать не стоит. В кризисной ситуации Президент Казахстана уделяет особое внимание очищению чиновничьего корпуса, борьбе с коррупцией. Вполне возможно, что дело Ахметова, помимо прочих резонов, должно заставить чиновников самого высокого уровня задуматься о последствиях создания серых и черных схем.