На этой неделе в Совете федерации прошли Рождественские парламентские встречи на тему «Традиция и новации: культура, общество, личность». Два года назад на Парламентские встречи приезжал патриарх московский и всея Руси Кирилл – это было первое в истории посещение верхней палаты российского парламента предстоятелем Русской православной церкви. В этом году патриарх снова выступил с трибуны верхней палаты парламента.
"Тема «Традиции и новации» - одна из самых важных тем, от решения которой зависит развитие человеческого общества. В разные эпохи по-разному складывались взаимодействия между этими двумя силами, двумя формами существования человеческой цивилизации. В определенное время традиция превалировала настолько, что всякого рода новации были второстепенны, а традиции – первостепенны. В "новое время" идеи новации стали постепенно оттеснять в сторону идеи и принципы традиции. И в настоящий момент в большинстве стран, в большинстве обществ никто не задумывается о том, а нужны ли новации. Если кому-то в голову придет сказать, что они не нужны, то тогда человек не будет серьезно восприниматься другими. Потому что с новациями связывается прогресс - научный, технический, а значит изменения в жизни людей к лучшему. А где же осталась традиция? А традиция осталась на периферии общественной мысли", - заявил патриарх.
По его мнению, устойчивое развитие общества может осуществляться только при правильном взаимодействии традиционного начала и новаторского начала.
"Если будет только одна традиция, а не будет новаторства и движения вперед, остановится развитие человеческой цивилизации. Бог создал человека, предрасположив его к творчеству, а результатом творчества, продуктом творчества всегда является новое. Творчество и новации - часть божественного замысла. А традиция - некий фильтр, но не бездумный, не безыдейный, а имеющий в основе своей божественное начало, божественный критерий. В центре традиции - нравственные ценности", - говорит патриарх.
По его словам, могут появиться разные взгляды на архитектуру, на живопись, на политическое устройство, но не может появиться разных взглядов на нравственность. "Нравственность не от человека, она дана свыше. А если, как некоторые утверждают, нравственность является плодом общественного развития, от этой нравственности уже бы давно ничего не осталось. Тогда бы у человечества не было бы никакой надежды на мировой, общечеловеческий консенсус. Если мы говорим сегодня о международном праве, о деятельности международных организаций, о том, что может быть человеческая цивилизация должна быть некой общностью, то отталкиваемся от того, что существует нравственный консенсус среди дочерей и сыновей рода человеческого. И этот нравственный консенсус определяется голосом человеческой совести. Вот на этом и вырастает право", - убежден предстоятель РПЦ.