Газета "Республика Абхазия" продолжает публиковать комментарии по поводу нового российско-абхазского Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве. Директор Центра стратегических исследований при президенте Абхазии Олег Дамения считает, что подписав договор, Россия подтвердила в условиях обострившейся геополитической ситуации избранный в 2008 году курс на равноправные отношения с Абхазией. Россия заинтересована в ускорении процессов развития Абхазии, а не в ограничении ее политико-правового положения, о чем свидетельствует не только сам договор, но и помощь, которую она оказывает республике.
В последние месяцы, пишет политолог, в обществе обсуждалась также и судьба абхазского суверенитета. К сожалению, участникам дискуссии не удалось рационально разъяснить обществу сущность этого вопроса.
"Дискуссия высветила особенности абхазской ментальности, влияние привычных стереотипов мышления на понимание качественно новых российско-абхазских взаимоотношений", - считает Дамения. В этой связи он замечает, что ни одно государство не может существовать изолированно от других. Оно вынуждено вступать в отношения с иными государствами. Но сделать это оно может, лишь ограничивая свой суверенитет.
С ним согласен и руководитель Центра прикладной этнологии Института социальной политики Академии труда и социальных отношений Александр Скаков. Критика проекта Договора, пусть и не идеального, считает он, была, как правило, лишена какой-либо конструктивности, вся его идеология отвергалась, а необходимость заключения ставилась под сомнение. Это лишний раз подтверждает, как размыто в современном глобальном мире понятие "суверенитет". Скаков замечает, что союз с Абхазии и с Южной Осетией также ограничивает суверенитет России, не способной из-за признания ею этих республик пойти на полноценное примирение с Грузией.
Министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба главнейшим считает то, что договор предполагает модернизацию Вооруженных сил республики, осуществление совместных мер по укреплению государственной границы Абхазии с Грузией, включая морские границы, содействие в борьбе с организованной преступностью. Немаловажно и то, что договор может повлиять на процесс международного признания Абхазии. В нем прямо говорится о том, что Российская Федерация "будет всемерно содействовать укреплению международных связей Республики Абхазия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию условий для вступления Республики Абхазия в международные организации и объединения". По мнению министра, абхазское общество кровно заинтересовано в реализации и этих положений нового договора.
Начальник экономического управления Администрации президента Беслан Барателиа назвал подписанный с Россией договор документом исторической значимости. "В нем заложены колоссальные возможности для развития реального сектора экономики, решения социальных проблем, а также созданием условий для притока инвестиций в страну. Это даст возможность Абхазии участвовать и в программе импортозамещения, реализуемой Россией" - уверен Барателия.
* * *
В ходе реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии в 2014 году было запланировано 32 мероприятия, большинство из них уже реализовано, шесть проектов будет завершено до 25 декабря, и лишь один проект строительства Государственного драматического театра им. К. Л. Хетагурова перенесен на следующий год. Об этом по информации газет "Южная Осетия" и "Северная Осетия" говорилось на заседании Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, где обсуждались итоги ее реализации в 2012–2013 и промежуточные итоги этапа программы в 2014–2016 годах. Среди выполненного: благоустройствоу улиц Цхинвала, восстановление жилых домов, реконструкция водоводов, газовых распределительных сетей, строительство кабельных электрических линий, медицинских и образовательных учреждений, закупка оборудования и лекарств.
Комиссия утвердила программу на 2015-2017 годы, которая предусматривает строительство порядка 30 новых объектов. Это, в частности, республиканский родильный дом, противотуберкулезный диспансер, административное здание парламента республики, строительство и оборудование учебных мастерских многопрофильного колледжа в Цхинвале, автомобильная дорога "Гуфта–Квайса" и средние общеобразовательные школы в поселках Хетагурово и Корнис. Продолжится благоустройство столичных улиц, восстановление жилья.
Сопредседатель комиссии, заместитель председателя правительства РФ Александр Хлопонин отметил также важность привлечения квалифицированных специалистов для работы в Южной Осетии и поддержания предпринимательской активности на территории республики.
В трехлетней программе впервые предусмотрены средства на развитие реального сектора экономики.
* * *
"Азербайджан для нас является ключевым политическим и экономическим партнером в Кавказском регионе, братской и дружественной страной, - сказал посол Казахстана Амангельды Жумабаев в интервью азербайджанской газете "Каспий" по случаю 23 годовщины независимости Казахстана. Практически ежегодно, отметил он, главы двух стран проводят двусторонние встречи, встречаются на мероприятиях в рамках интеграционных структур и международных организаций.
По итогам прошлого года товарооборот между странами составил более 370 млн долларов. Основными статьями экспорта из Казахстана в Азербайджан являются минеральные ресурсы (нефть и газ), химическое сырье, зерно, ячмень, табачная продукция, прокат углеродистой стали, электрооборудование. В Казахстан импортируются нефтепродукты, полученные из битуминозных материалов, полимеры этилена, комплектующие для машин и механизмов, сборные строительные конструкции, сельскохозяйственная продукция. Развитию двусторонних отношений способствует работа казахстано-азербайджанской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Продолжается сотрудничество в таких проектах, как международный транспортный коридор "Европа-Кавказ-Азия" (ТРАСЕКА), строительство международной транспортной автомагистрали "Западная Европа - Западный Китай", проходящей по территориям Кызылординской и Южно-Казахстанской областей, а также реконструкция автодороги Шымкент-Ташкент. Кроме того, ожидается, что осуществление международного проекта новой железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс (БТК) и завершенный железнодорожный тоннель под Босфором будут способствовать соединению Трансъевропейских и Трансазиатских железнодорожных сетей. В данном контексте важную роль играет автомобильный коридор "Западная Европа - Западный Китай", который гармонично свяжет этот проект с БТК и позволит увеличить объемы интермодальных и контейнерных транзитных перевозок. Жумабаев также сообщил, что в настоящее время на рассмотрении сторон находится проект соглашения между правительствами четырех стран о развитии транзитных перевозок в железнодорожно-морском сообщении на участке Государственная граница КНР - Казахстан - Каспийское море - Азербайджан - Грузия - Турция - Черное море.
Говоря о взаимных инвестициях, посол отметил, что на данный момент в Казахстане работают более 600 азербайджанских предприятий в различных отраслях экономики. В частности, он назвал предприятие ООО "Бакинский зерновой терминал" для приема и перевалки казахстанского зерна. Наряду с обеспечением Азербайджана высококачественным зерном Бакинский терминал служит важным звеном реэкспорта казахстанского зерна в государства Кавказского и Черноморского регионов, а также в страны ЕС. На территории СЭЗ "Морпорт Актау" строится Центр по производству и логистике Azersun. Он будет включать в себя современные складские помещения для хранения сельскохозяйственных товаров на 10 тыс. тонн, в том числе 2,5 тыс. тонн свежих фруктов и овощей с последующей их реализацией в торговых точках всего западного региона Казахстана. Это позволит решить вопрос с продовольственным обеспечением засушливых западных областей страны.
* * *
Новый птицеводческий комплекс Малгобекском районе наводнит местный рынок мясом птицы, считает газета "Ингушетия". Потребности в этом популярном продукте растут из года в год. Новый вертикально-интегрированный комплекс рассчитан на производство и переработку 10,2 тыс. тонн мяса индейки в живом весе в год.
Как пишет издание, в мае этого года главой республики был заложен символический камень в основание стройки, а сейчас уже появился почти готовый первый корпус птицекомплекса, в настоящее время достраивается второй. Ранее официальный сайт республики ingushetia.ru сообщал, всего на 10 площадках планируется возведение 35 сооружений комплекса общей площадью 93 тыс.кв. метров. В планах - строительство убойного цеха, цеха маточного стада, инкубационной площадки и очистительных сооружений. Темпы строительства соответствуют графику. Инвесторы, ООО "Птицекомплекс "Южный", уверены, что проект даст не только положительный эффект для экономики страны, но и поспособствует решению задач в рамках государственной доктрины продовольственной безопасности, направленной на импортозамещение основных продуктов питания.
Комплекс ориентирован на производство широкого ассортимента продукции, включая мясо индейки в тушке, полуфабрикаты и продукцию глубокой переработки (колбасы, сосиски, копчености и др.), под маркой "Халяль". Новый проект призван создать не менее 450 постоянных рабочих мест на основном производстве и свыше 1350 в смежных отраслях. Ввод в эксплуатацию объекта позволит получить бюджетам различных уровней до 200 млн рублей. Проект будет реализован за счёт частных инвестиций и заемных средств. Минэкономразвития Ингушетии в рамках исполнения поручений руководителя субъекта оказывает содействие в ускоренном получении финансирования, говорится в статье.
* * *
Грузия может начать производство автомобилей. Интернет-портал "Грузия-онлайн" информирует, что парламент ратифицировал международное соглашение "О регулировании транспортных средств", что дает право на признание произведенных в стране транспортных средств, а также запчастей, 48 странами-участниками этого соглашения.
По словам заместителя министра экономики Грузии Натия Микеладзе, несколько шведских и голландских компаний уже выразили желание начать производство данной продукции в Грузии. Министерство работает над этим вопросом уже два года, но ранее не было возможности переносить в Грузию сборку автомобилей и производство запчастей, так как для этого стране должен быть присвоен идентификационный код. Теперь, после ратификации соглашения, путь к этому открыт. В настоящее время идет процесс выбора площадки для строительства, возможно, это будет в районе Диди Дигоми на окраине Тбилиси. Грузинская сторона ставит главным условием занятость на этих предприятиях грузинских рабочих. "Если они нам скажут, что у нас нет рабочих и специалистов соответствующей квалификации, тогда мы потребуем чтобы они сами переподготовили наших рабочих, либо на месте, либо в своих странах", - пояснила Микеладзе.
Издание напоминает, что ранее грузинские СМИ уже сообщали о предполагающемся в Тбилиси строительстве завода по производству автобусов. В связи с этим на заседании комиссии урбанистической планировки городского собрания в начале октября директор компании "A.S Group 1990" Автандил Сакварелидзе представил предложение китайской компании "Golden Dragon", которая посредством его компании планирует осуществить для этих целей 30 миллионную инвестицию. По словам Сакварелидзе, планируется построить завод по выпуску автобусов, которые будут продаваться как на экспорт, так и на внутреннем рынке. В производстве будет занято более 1500 человек.