На минувшей неделе на очередном заседании Межправительственной комиссии (МПК) по социально-экономическому сотрудничеству между Россией и Южной Осетией в Цхинвале утверждена Инвестиционная программы содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2018-2019 годы. Двухлетняя программа предусматривает мероприятия, направленные на продолжение строительства и ремонта объектов социально-культурного назначения, инженерных коммуникаций и дорожно-транспортной инфраструктуры. Кроме того, в программу заложены средства на развитие реального сектора экономики, информирует газета "Южная Осетия".
Сопредседатель МПК от российской стороны, вице-премьер РФ Александр Хлопонин отметил успешное выполнение завершающейся трехлетней инвестпрограммы, которая включает в себя 117 мероприятий, из них 105 полностью исполнены. Часть строящихся объектов перешла на следующий этап. Он высоко оценил совместную работу и поблагодарил югоосетинских коллег. Он заявил, что все обязательства, которые Россия берет на себя, выполняются в полном объеме, также выполняются обязательства со стороны Южной Осетии. В новой инвестиционной программе значится 51 мероприятие, на их реализацию предусмотрено свыше четырех миллиардов рублей, которые выделяются Россией. Основная доля этих средств предназначается на строительство социальных объектов. Важное место в новой инвестпрограмме занимает строительство жилья. В Цхинвале будет сдан в эксплуатацию жилой комплекс, а также начнется строительство 75-квартирного дома. В районных центрах Дзау и Знаур построят 18-квартирные дома.
Увеличится число образовательных, медицинских и культурных объектов и учреждений. В Цхинвале в строй войдут два детских садика по 100 мест каждый. В райцентре Ленингор завершится строительство двухэтажного здания русской общеобразовательной школы на 176 ученических мест. Будет введено в эксплуатацию новое, отвечающее современным требованиям здание республиканского родильного дома с гинекологическим отделением. Его возведут рядом с действующим роддомом. Запланировано благоустройство территории медицинского кластера, который создается вокруг республиканской соматической больницы. Отдельным мероприятием идет приобретение современного медоборудования для лечебных учреждений Цхинвала. В программе числится обустройство городского парка им. В. Хубулова. Мероприятие подразумевает восстановление пруда, устройство дорожек, установку опор освещения, скамеек. Ожидается строительство мемориального комплекса защитникам Осетии, отдавшим жизни за свободу республики. Намечен капремонт комплекса зданий резиденции президента РЮО в пос. Дзау с благоустройством прилегающих территорий.
Для улучшения водоснабжения столицы Южной Осетии построят дополнительный водовод Ванат-Цхинвал. Предполагается установка приборов учета холодного водоснабжения в частных жилых домах. В планах значится модернизация водозабора Везур-Квайса, снабжающего питьевой водой этот небольшой высокогорный город. Помимо этого, предусмотрены средства на капитальный ремонт электросетей в районах республики. Продолжится реконструкция автотрассы Гуфта-Квайса и строительство дороги Гром-Цинагар. Запланирован капремонт транспортных сетей в Квайсе и поселке Ленингор. Продолжится благоустройство улиц Цхинвала, в 2018 году предстоит капитально отремонтировать 10 столичных магистралей. Решается вопрос строительства городского полигона по утилизации и хранению твердых бытовых отходов. В инвестпрограмме фигурирует и реализация отраслевой программы связи, предполагающая организацию сети цифрового телевидения на территории Южной Осетии.
В двухгодичную программу вошло и государственное софинансирование проектов реального сектора экономики. На эти цели заложен 1,0 млрд. рублей. В рамках данного мероприятия, в частности, будет построено новое здание гостиницы "Ирыстон" на месте прежней.
* * *
На состоявшихся в Москве консультациях по проекту "Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией об урегулировании вопросов двойного гражданства" Абхазия предложила не распространять ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей в России лицами, имеющими наряду с российским и абхазское гражданство. "Законодательство Абхазии не устанавливает запрета на замещение должностей для лиц, которые наряду с гражданством Абхазии имеют и российское гражданство. Российское же законодательство, а именно закон о госслужбе, предусматривает, что гражданин РФ может состоять на госслужбе при условии, что у него отсутствует гражданство иностранного государства за исключением случаев, предусмотренных международным договором. Учитывая то обстоятельство, что немало граждан Абхазии состоят на государственной и муниципальной службе в России, абхазская сторона предложила поправки, которые сняли бы эти ограничения для граждан Абхазии. Об этом, как сообщает агентство "Абхазия-Информ", сообщил на пресс-коференции в Сухуме первый заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Шамба.
По его словам, с 2008 года, после признания Россией независимости Абхазии абхазские граждане, получая должности в РФ, выходят из гражданства Абхазии. Этот процесс усилился с 2014 года, когда Россия внесла изменения в свое законодательство и установила административную и уголовную ответственность лиц, занятых на государственной службе и имеющих двойное гражданство. С этого периода более 300 человек вышли из гражданства Абхазии. Также остро стоит проблема с абхазскими студентами, которые, получив качественное образование в России, имеют возможность поработать там. Их приглашают на работу с условием выхода из абхазского гражданства. "Мы, со своей стороны, предложили снять это ограничение", - сказал Шамба. Абхазская сторона также предложила отменить требование об обязательном уведомлении о наличии двойного гражданства в отношении граждан Абхазии, имеющих и российское гражданство.
Что касается особенностей уголовного преследования лиц, обладающих гражданством и Абхазии, и РФ, то, по словам Шамба, в проекте соглашения содержится отсылочная норма на то, что этот вопрос регулируется отдельными соглашениями. Он напомнил о том, что еще в 2015 году был подписан "Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о взаимной правовой помощи по уголовным делам". "В данном документе четко отражено, что все виды правовой помощи будут рассматриваться компетентными органами за исключением одного вопроса: Абхазия не будет выдавать России лиц, которые помимо российского гражданства состоят и в гражданстве Абхазия. Это конституционная норма: своих граждан государство не вправе выдавать иностранному государству", сказал Шамба. Он уточнил, что, если гражданин Абхазии совершил преступление, российские компетентные органы должны будут передать материалы в абхазские правоохранительные органы и уголовные дела будут рассматриваться в Абхазии по местному законодательству.
Журналистов интересовало и то, где и как будут получать пособия люди с двойным российско-абхазским гражданством. "Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, пользуется правами на социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание в соответствии с законодательством той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает, если иное не предусмотрено законодательством одной из Сторон или международными договорами, действующими в отношениях между Сторонами", - привел Шамба соответствующую статью проекта соглашения.
* * *
″С 2006 года Армения успешно реализует "Программу действий индивидуального партнерства" с НАТО, и я рад сообщить, что в апреле этого года Североатлантический совет принял пятый документ, который очертит многостороннее сотрудничество Армения — НАТО на 2017-2019 годы", — цитирует местная газета "Новое время" заявление начальника управления контроля над вооружениями и международной безопасности МИД Армена Едигаряна в ходе состоявшейся на днях пресс-конференции, посвященной старту одиннадцатой “Недели НАТО” в Армении. По его словам, нынешний год был насыщен событиями, состоялся ряд двусторонних визитов, направленных на укрепление сотрудничества. Армения также участвует в международных миротворческих миссиях с 2004 года. На данный момент армянские контингенты дислоцированы в Косово, Афганистане, также миротворцы из Армении осуществляют миссию под эгидой ООН в Ливане.
В свою очередь начальник управления оборонной политики Министерства обороны Левон Айвазян заявил, что в проводимых НАТО миссиях в Афганистане и Косово Армения в настоящее время принимает участие соответственно с 121 и 35 военнослужащими. "В этом году наше участие продолжилось в том же объеме, наше политическое решение заключается в том, чтобы оно продолжалось также в ближайшие годы", —подчеркнул он. Помимо участия в этих миссиях, Армения и Североатлантический альянс сотрудничают в вопросах военного образования и переподготовки, а также в направлении приведения миротворческой бригады Вооруженных сил Армении в соответствие со стандартами НАТО. По словам Айвазяна, Армения и европейские страны-члены НАТО ведут переговоры о военно-техническом сотрудничестве, и в ближайшее время будут видимые результаты. "Одним из вопросов повестки дня сотрудничества с нашими европейскими партнерами - государствами-членами НАТО в двустороннем формате также является военно-техническое сотрудничество. Оно не ограничивается покупкой оружия и боеприпасов, но имеет много разных компонентов: то же технологическое сотрудничество, различные совместные проекты, предприятия и прочее", — сказал Айвазян. "Например, с Польшей у нас есть армяно-польское совместное предприятие, которое действует в Армении. У нас есть довольно большой опыт создания и эксплуатации совместного предприятия с Грецией. В этом направлении ведутся переговоры с разными государствами, и я думаю, что с течением времени у нас будут еще лучшие, еще более заметные результаты", — добавил он.
Присутствовавшая на пресс-конференции заместитель директора офиса связи НАТО на Южном Кавказе Розария Пульизи подчеркнула важность взаимодействия Армения — НАТО, добавив, что в Брюсселе благодарны за участие Еревана в их программах. Пульизи сообщила, что 18 декабря в Армению прибудет заместитель генерального секретаря НАТО Роуз Готемюллер, которую примут президент Армении Серж Саргсян, министр обороны Виген Саркисян и министр иностранных дел Эдвард Налбандян. “Неделя НАТО” проходит в рамках "Программы действий индивидуального партнерства Армения — НАТО" и организуется министерствами иностранных дел и обороны, общим дипломатическим отделом НАТО, посольством Германии в Армении, Информационным центром НАТО, напоминает издание.
* * *
Грузия по уровню развития энергосистемы занимает 71-е место в мире из 125 стран, при этом все соседние страны занимают более высокие места – в частности, Азербайджан – 31-е, Армения - 52-е, Россия - 44-е, Турция - 50-е, приводит информационный портал "Бизнес-Грузия" данные исследования, проведенного Всемирным энергетическим советом. По словам экс-министра энергетики Грузии Давида Мирцхулава, это связано с рядом комплексных проблем, которые имеются в энергетике страны. "Распределение мест в рейтинге осуществляется по таким критериям, как энергетическая безопасность, доступ к энергии, надежность сети, экология, и другим. Грузия – страна дефицитная, как в энергетике, так и в углеводородах – нефтепродукты и газ у нас полностью импортные. Наша энергетика на 70% зависит от импорта. Мы покупаем энергию у соседних стран - России и Азербайджана. Проблема также в том, что сектор сильно монополизирован, есть большие вопросы с точки зрения надежности инфраструктуры" - заявил экс-министр. Слабыми являются и показатели Грузии по уровню устойчивости энергосистемы. "Сейчас энергосистема находится в стадии реформ. Необходимо улучшить инвестиционный климат, и есть опасность что он может ухудшиться. Предстоит также серьезная работа по части диверсификации энергопоставок." - заявил Мирцхулава.
Между тем, согласно информации Национальной службы статистики Грузии, в III квартале 2017 года в Грузию прямые иностранные инвестиции составили 595 млн долларов, что на 17,6% больше данных того же периода 2016 года. По секторам экономики больше всего инвестиций осуществлено в транспорте и связи -178 млн долларов, в строительстве -116 млн долларов, и энергетике - 72 млн долларов.
По словам заместителя министра энергетики Торнике Рижвадзе, компонент инвестиций в энергетическом секторе включает как новые проекты, так и реинвестицию. По части новых проектов начался активный строительный процесс, что в сумме дает радикально отличающуюся картину по сравнению с предыдущим кварталом. Первое полугодие 2018 года будет периодом больших инвестиций. "Крупные проекты переходят с фазы девелопмента в фазу строительства, это отразится в цифрах и даст нам больше инвестиций. Речь идет о проектах "Нескра ГЭС", "Они ГЭС", идут переговоры, и с большой вероятностью начнется строительство "Намахван ГЭС", а это в итоге означает новые инвестиции в секторе в 2,0 млрд долларов"- заявил Рижвадзе. Он пояснил, что Грузия до сих пор освоила всего 20% своих гидроресурсов, и это дает стране преимущество создать максимально больше возможностей инвесторам. В настоящее время, как местные, так и иностранные компании ведут активные исследования в области источников альтернативной энергии, и с будущего года ожидается серьезный прорыв с точки зрения освоения ветряной энергии. По мнению заместителя министра, положительно повлияет на инвесторов и ожидаемая оптимизация министерств. "Были случаи, когда по конкретным проектам были пересечения в нескольких министерствах, а после оптимизации инвесторы смогут проще получить решение по принципу одного окна", - пояснил Рижвадзе.